«Озеро Майниц. Расположено это озеро тектонического происхождения у северных отрогов Майнопыльгинского хребта Корякского нагорья. Название произошло от чукотского Майныгытгын — «Большое озеро».
Максимальная глубина 120 метров. Площадь 60 кв. км. В водах обитает огромное количество рыбы — голец, хариус, налим, чир, сиг. Летом Майниц становится одним гигантским нерестилищем нерки. Берега и подножия близ лежащих гор, поросшие кедрово-стланиковыми лесами и ольховником, являются настоящим царство бурого медведя».
Так три года назад начинался наш отчет о путешествии к озеру Майниц. Как тогда казалось, это была самая сложная наша экспедиция. В ней было все то, о чем потом долгие годы вспоминаешь с чувством удовлетворения, как о хорошо выполненном долге. Но как часто бывает, со временем, это удовлетворение перерастает в страсть. Страсть испытать это еще раз. Вновь ощутить под собой упругую дрожь техники, почувствовать тяжесть пути и радость от пройденного маршрута.
Началось наше обычное лето еще зимой, с долгих споров за картой. Главный вопрос этих споров был — куда?
Зимние дни летели. Мы лениво перебирали варианты: можно двинуть на Ванкарен, можно пройти тундрой до Земли Гека, можно договориться с заброской на барже до хребта Рарыткин, а можно… Особенно хорошо думалось по вечерам, когда ветер снежной теркой скреб оконное стекло, а разгулявшаяся пурга сбивала с ног редких прохожих. Потихоньку стала вырисовываться идея. Пока еще полностью несформировавшаяся, она витала в воздухе, отливая блеском озер и рек, и клубилась по углам комнаты таинственным зеленоватым туманом, напоминающим кедровый стланик.
Наконец слово прозвучало — «Майниц». Озеро Майниц.
Примерный план экспедиции таков. Минимум дойти до озера, максимум проверить возможность маршрута до поселка Беринговский. А там мало ли, как фишка ляжет, может получится сразу дойти до поселка. Как потом показали события, фишка запросто может лечь и на ребро.
Помня о том, сколько сил, нервов и порванных тросов было потрачено в прошлой экспедиции на UTV, в этот раз решаем идти только квадрами. Весь июнь и половина июля было потрачено на подготовку новой техники и изготовление прицепов. Одну телегу делаем сами, вторую заказываем на материке. Заводская телега ужасает своими размерами и стоимостью перевозки. Совместно доводим ее до нужных нам кондиций, оставив, от прежней конструкции, только водило, колеса и ступицы.
Аномальная погода этого лета затронуло и Чукотку. Да еще как затронула! Полтора месяца дождей. Нет, не так. Полтора месяца долбанных дождей! Бессильная злоба на льющуюся с неба воду уже давно переросла в глухое раздражение. Хмуро ковыряемся в гараже, доводя технику до совершенства. В голове в сотый раз крутятся безнадежные мысли о вздувшихся реках, большой воде, раскисших болотах… Похоже, наша экспедиция накрывается медным тазом, так и не успев начаться.
Появляются полные упадничества мысли, что может это и к лучшему так, как и личный состав экспедиции все никак не может сформироваться. Первым сдает окопы Коля. Сообщает, этот нехороший человек, что поехать не сможет — новая работа. Покаянно прячет глаза, под наши ехидные замечания, что вот оно, как оказывается: «И не друг, и не враг, а так…». Стараясь вымолить прощение, в свободное время помогает в сборах, терпеливо выслушивая наши глубокомысленные рассуждения о том, как люди гибнут за металл, и текст готовой диссертации на тему «О врожденной боязни некоторых индивидуумов выйти из зоны комфорта».
Шутки шутками, а третьего члена экспедиции нет. План путешествия трещит по швам. Уже зверея от безысходности, начинаем потихоньку разрабатывать план на двоих, хотя оба понимаем, что это практически не реально.
Но оказывается, не все так безнадежно. На горизонте появляется Артем — лет пять назад бывший участником нашей первой поездке до поселка Эгвекинот. Единственную его проблему — нет своей техники, решаем просто — что-что, а свободных квадров хватает.
Как будто дождавшись этого, погода начинает стремительно улучшатся. Солнце, щедро расплачиваясь за свои прежние грехи, жарит вовсю.
Походная труба вдруг запела в полный голос, и предстартовая лихорадка захватила нас полностью. Цифры на календаре, как будто взбесившись, закричали: «Скорей, скорей». Тундровые озера, серебристые ниточки рек, камни на перекатах, перевалы и горы ждут нас!
Наконец все перипетии сборов закончились. Все десятки раз перевешено, посчитано, уложено, увязано, утрамбовано. Поздно вечером, с чугунными головами, расползаемся по домам. Завтра в путь!
День первый.
Стартуем. Даже не верится, что вся эта нервотрепка закончена.
«На волю! В пампасы!» — кричит Игорь. Мы дружно поддерживаем его могучим ревом. Радостно рыкнув, квадры с места рвут вперед.
Все, Путешествие начинается.
Прямо по курсу сопка Дионисия.
Заканчиваются 25 км дороги, и тундра радостно открывает нам свои объятья.
Скребемся к Лысым увалам.
Взбираемся наверх. Лысые встречают нас ожидаемо хорошей, накатанной вездеходами дорогой.
Увалы тянутся нескончаемой длинной грядой. Пройдя их, почти полностью, начинаем выворачивать влево на вездеходную дорогу, держа ориентир на газовую подстанцию. Дорога проходит вдоль закопанной в тундру газовой трубы до газонефтеконденсатного месторождения Западно-Озерное (Ноль), находящегося в ста километрах от Анадыря. Нежилые подстанции располагаются через каждые двадцать километров.
Первая заправка.
Облепленные комарами и мошкой, бьем маршрут дальше. Пекло. Трубы шноркелей со свистом глотают гнус. Телеги резвятся вовсю, скача на кочке и вихляя из стороны в сторону.
Десять дней жары не повлияли на тундру никак. Все та же размытая, хлюпающая поверхность, вперемешку с кочкой и болотами.
Не понятно почему, на ровном месте, выплюнув антифриз, закипает белый BruteForse, тащивший телегу. Пока квадр остывает, доливаемся и снова вперед.
Добираемся до очередной подстанции. Помятую о, так полюбившемся нам в прошлой поездке, Топком болоте, начинаем забирать в сторону реки Гитченынкууль, обходя это гиблое место стороной. Проложенная вдоль реки дорога, разбита и изуродована, недавно прошедшими, вездеходами. Оставляя за собой пьяный пунктир следов, уходим от нее в тундру, обходя эту грязевую вакханалию. Как ни старались, как ни осторожничали, все-таки цепляем край этого, клятого, Топкого болота, наглухо засадив передовой BruteForse. С трудом выдрав его из трясины, гребем обратно к реке, меся коричневую жижу колесами. Булькая в грязи, пересекаем дорогу и аккуратно ползем по самой бровке берега, прорубая дорогу в кустах.
Дойдя до относительного сухого места, становимся лагерем.
Пробег — 81,1 км Время в пути — 12 ч
День второй
Утро не радует. Начавшийся ночью дождь только усилился. Сильный ветер шлепает порывами по палаткам мокрой ладонью. С неохотой выползаем наружу и забираемся под навес — завтракать.
Сообща решаем ждать погоды. Часа через два путаный ветер начинает разгонять дождевую хмарь. В темпе собираем палатки, увязываем телеги. Проверяем и заправляем технику. Обнаруживаем пустой расширительный бачок на закипевшем Brute Forse. Доливаем, проверяем шланги — вроде все в порядке. Пока хлопотали, зарядил злой и колючий мелкий дождик. Пакуемся в дождевики и в 12.00 выдвигаемся.
Хлюпаем вперед, придерживаясь вездеходной колеи.
Петляющая между озерами дорога ведет нас к реке Гечмыткукууль.
Долго ли, коротко ли, добираемся до речки, съезжаем с дороги идущий на » Ноль» и прём дальше, уже по старой геологической дороге на нижнюю переправу.
Блин, дежавю какое-то. Просто сто процентное совпадение с прошлой поездкой, вплоть до погоды — 18 километров разухабистой болотистой колеи, прорезанной множеством ручьев, ну и вездесущие кочка! Куда ж без нее…
Особенно вымотал, глубокий с отвесными берегами, ручей берущий начало из озера Братское. Прям таки до зубовного скрежета. Как через него переползи, описывать не буду — боюсь сорваться на маты. В довершении всего еще и ловлю защитой вросшую в землю бочку. Вот же с…ка!
Но все «хорошее» когда-нибудь да кончается. Вот, наконец, и переправа. Просто замечательная, кстати сказать, переправа. Ее отличительная особенность – стабильная глубина по колено. Время уже около семи, так что решаем таборится. Огораживаемся техникой и разбиваем лагерь. Ужинаем, с надеждой поглядывая на полоску чистого неба на горизонте.
Пробег — 28,4 км Время в пути — 6 ч
День третий
Утро радует солнцем и теплой погодой. В темпе укладываемся. Настроение подпортил белый BruteForse — опять ушел антифриз, расширительный практически пустой. Доливаем и снова просматриваем все шланги. Находим один болтающийся хомут. Затягиваем, вспоминая тихим добрым словом компанию Kawasaki. Ну, будем надеется, что проблема решена — антифриз у нас не бесконечный.
В 8.00 выдвигаемся. В эту поездку мы решили поступить умнее — не стали ломится напрямую через болота к Горелой вышке, а от переправы сворачиваем влево и шпарим по небольшому, сухому увальчику. А ничего так дорога, вполне себе. Пока, во всяком случае…
Случай, однако, не заставил себя долго ждать. Дорога упирается в глубокую болотистую протоку. Поиск переправы, промер глубин, и квадры покачиваясь на проложенной кустами гати, переползают на другую сторону.
Дорога продолжает виться с холма на холм. Кочкастая, изрытая тундра, чередуется размытой ручьями болотиной.
Холм Ерш. Более точного названия вряд ли придумаешь. Бурая кочка торчит гигантскими колючками. Скорость передвижения падает до минимума. Терпеливо прыгаем вперед, распугивая прячущиеся в колее выводки куропаток. Возмущенно кудахча, куропачи стремительно разбегаются в разные стороны и исчезают.
Ну, а мы продолжаем буровить тундру дальше, тоскливо поглядывая на, такой далекий, массив гор вдали.
Проклиная скачущие, вязнувшие и переворачивающие телеги, с боем, прём вперед. Сходу перемахнули через речку Автаткууль — вода чуть выше колеса. Радостно ухмыляясь, шпарим дальше.
Шпарить получается недолго. Объезжая очередное болото, вскарабкиваемся на небольшой холм. По черепашьи ползем в высокой, по крылья квадра, траве. Ямы, кусты, болотца… Бочки! Три раза натыкаюсь квадром на эти разбросанные в траве подлянки. Чертова геология! Убил бы… Вскоре упираемся в какую то безымянную болотистую речушку. Итог беглого осмотра вездеходной переправы принес краткий вердикт — жопа. Заполошно рыскаем между высоких кустов в поисках приемлемого места для переправы. Метров в ста находим, что-то похожее. На этом участке, речка, раздвоившись на два глубоких, но не широких русла, густо заросла кустами. Жалко, конечно, кусты, но себя-то жальчее. Прорубив себе дорогу, мостим ветками гати. Перебравшись по ним через протоки и надрываясь до цветных кругов перед глазами, выталкиваем квадры на высокий берег.
Мало-помалу доскреблись до Горелой вышки.
Попахав болота еще часа два, в 19.00 добираемся до реки Ныгчеквеем.
Здесь среди кедрового стланика, на уютной, покрытой мягкой подушкой ягеля, полянке, останавливаемся на ночлег. Устало ставим палатки. Ужинаем. На десерт, любуемся гигантским, на все небо закатом.
Пробег -43,5 км Время в пути — 11 ч
День четвертый
Утром, с трудом, по-стариковски кряхтя, выбираемся из спальников. Да… Наломались вчера изрядно. Не спеша собираемся, проверяем технику. На белом Brute Forse та же беда — расширительный почти пуст. Уже отчаявшись найти причину, просто доливаем антифриз и прыгаем в седла.
Движемся по дороге, проложенной вдоль реки Ныгчеквеем.
Дорога просто поражает своей неоднородностью. Здесь есть все что угодно: ручьи, озера, кочка, твердая каменистая поверхность, ну и болота, болота, болота….
Месим грязь дальше. Сколько раз застревали уже и не упомнишь. Много.
В 13.00 подползаем к переправе. Здесь возле спуска к реке наши знакомые старатели должны были заныкать канистры с бензином. Ага, вот разворот вездехода, говорили, что еще маячки из ленточек на кедрач привяжут. Ищем… Лазаем по кустам почти полчаса — ни канистр, ни долбанных ленточек. Разбив участок на квадраты, шарим дальше. Еще через полчаса, натыкаемся на разбросанные в дебрях канистры. «Вот ведь суки!» — злобно бормочет Игорь, сплевывая на изгрызенные, пробитые медвежьими когтями канистры.
Поводя стволом карабина из стороны в сторону, с ненавистью осматриваю заросли. Указательный палец на спусковом крючке аж свело. Хоть бы одна падла показалась… Скрошу. Обычно вездесущие падлы затихарились…
Скатываемся к реке и летим к переправе.
«Ну, ни хрена себе!» — дружно выдыхаем мы на берегу. Вот это уровень воды! Как переправляться будем?!
Надеваю заброды и, борясь с течением, шлепаю вперед. Пройдя треть пути, разворачиваюсь и начинаю выгребать обратно. Не пройти! Сильное течение приподымает и тащит вниз, пару раз занырнув, с полными забродами воды, на четырех костях, выползаю на берег.
В расстроенных чувствах, оборудовав лагерь, устраиваем совещание. Как ни крути, а переправа через Ныгчеквеем была слабым местом нашего путешествия. В прошлой поездке просто повезло — нас перетащили вездеходом. Да и воды в реке меньше было. Гораздо меньше.
Мечта о поиске другого брода не осуществима из-за мохнатых токсикоманов. Кстати, с возвращением домой тоже могут возникнуть проблемы. Если не переправимся, в обратку бензина точно не хватит. Нет, так-то его хоть залейся, но вот только это «залейся» располагается на озере Майниц.
Делать нечего, решаем подождать падения воды, тем паче погода вовсю этому благоприятствует. Расставив на берегу метки, мы молча сидим у потрескивающего костра, любуясь хребтом Кэнкэрэн, таким близким и таким далеким.
Пробег — 26,5 км Время в пути — 5ч 30 мин
День пятый
Первое утро нашего «Великого Стояния на Ныгчеквееме» началось с курьеза. На умывающихся Игоря и Артема налетел медведь. Ну как налетал, скорее натолкнулся, когда неторопливо брел вдоль берега. Не добрёл до них метров пятнадцать. Зарождающийся было конфликт, исправил сам медведь с испугу ломанувшийся в кусты, ну и я, добавивший ему ускорения шмальнув из карабина поверх холки. Весело ржем и свистим мохнатому сыкуну вслед.
Проверяем расставленные метки и с радостью замечаем, что вода падает. Упала сантиметров на пятнадцать за ночь.
Завтракаем и валимся на косе загорать. Погода стоит для Чукотки не типичная. С утра плюс 30. Сказка. Комары и мошка практически исчезли придавленные жарой. Нежимся на солнце, не забывая посматривать по сторонам.
Река забита идущей на нерест горбушей, и мы то тут, то там, наблюдаем шляющихся рыболовов. Пару раз приходится стрелять, отгоняя особо наглых косолапых.
Артем отрывается на рыбалке.
Вечером, попивая виски сидим у костра и смотрим канал Дискавери. Одну за одной крутят серии о жизни бурых медведей.
На ночь, запалив два гигантских, дымных костра, валимся спать.
Пробег — 0 Время в пути – 0
День шестой
Ели встали. Ночь выдалась насыщенной. Задолбали ночные визитеры, быстрые подъемы и ночные стрельбы. С утра все имели замученный вид и жгучее желание малость проредить численность местного населения.
Отсыпаемся днем, на «пляже». Температура больше тридцатки. Вяло мечтаем о том что, «вдруг народу с прииска для чего-то приспичит в Анадырь. Ну, мала ли там… Подъезжают, а тут мы на переправе маемся. И они нас под белы рученьки и на ту сторону, раз…»
Да, верно говорится — дурак думкой богатеет. Даже сами почти поверили, что вот-вот и помощь придет…
Вода между тем продолжает падать — ушла почти на пол метра. Прямо на глазах. Маясь от безделья, каждый час бегаем проверять уровень, посматривая на обломок торсиона вбитого в дно.
Артем все никак не уймется. Рыбачёк. Хе-хе.
К вечеру, разморенные жарой, вяло потягиваем виски, медитируя глядя на закат над Кэнкэрэном. Просмотрев на ночь, очередную серию бесконечного медвежьего сериала, и запалив уже три костра, отбиваемся.
Пробег — 0 Время в пути — 0
День седьмой
Ночь прошла в том же ключе. Вот же твари неугомонные. Так нам, глядишь, и патронов не хватит.
С утра бежим с проверкой уровня. Ого! Вот это да! Конкретно так упала. Можно попробовать перейти.
Завтракаем. Напяливаем с Игорем на себя заброды, и вперед в заплыв. Подстраховывая друг друга медленно пробираемся вперед. Черт, ну до чего же сильное течение! Буксуя гребем дальше. Между тем вода потихоньку подбирается до критического уровня. Пройдем? Не пройдем?
Есть, прошли! Слышим с нашего берега победный вопль Артема.
Обратно переходим тоже без проблем. Все в радостном предвкушении — сидение на одном месте вконец достало. За сутки вода еще упадет, так что завтра будем переправляться.
Пообедав, кстати третий день трескаем одну рыбу экономя припасы, начинаем собираться. Проводим ревизию. Так, с едой подсос — это значит меньше жрать надо, с газом тоже проблемы — фигня, и так на костре готовим, алкоголь кончился — ну это может и к лучшему, средство от комаров на исходе — потерпим, дело привычное … Нет, хорошо подготовились к путешествию, ни чего не скажешь).
К вечеру угомонившись, расползаемся по палаткам спать.
В наступающих сумерках, наш лагерь окруженный кольцом костров, напоминает осажденную крепость.
Пробег — 0 Время в пути — 0
День восьмой
Вот, наконец, и утро. Собираемся, со мехом вспоминая события прошлой ночи. Как мы, засыпая, слышали нескончаемую движуху вокруг лагеря, как Артем умоляющим голосом просил выстрелить, как я при очередной тревоге, завалил палатку, споткнувшись об растяжку, и чуть не свалился в догорающий костер…
Закончив сборы, еще раз прорабатываем план предстоявшей переправы. Основная ее сложность сплавится на косу. Течение, в месте переправы, разгоняясь от противоположного берега, закручиваясь, устремляется к нашему, минуя нужную косу. Так, что ошибка буквально в несколько метров может грозить потерей квадра. Решение принимаем такое. С противоположного берега, насколько получится, растягиваем трос до нашего. Игорь с одним концом на берегу, Артем с другим в реке, подъехавший квадр цепляем тросом за крюк лебедки и вперед — наплав. Игорь в этот момент будет подтягивать трос, корректируя направление плывущего квадра. Баллоны не вяжем по понятным причина, кроме одного на бампер, так сказать, для облегчения поиска утопленника.
Обговариваем все мелочи еще раз. Вроде все согласны, только вот Артем немного вибрирует.
«Не ссы Капустин, полюбим и отпустим!» — жизнерадостно обещаем мы ему и начинаем готовиться к заплыву.
Перебравшись двумя ходками на противоположный берег, мы с Артемом бредем обратно, растягивая за собой трос.
Упираясь изо всех сил, вдруг замечаю, что не иду, а просто буксую на месте. Да что за …! Неужели так трос парусит? Борясь с течением, оборачиваюсь и вижу выгнутый дугой трос и Артема, который, цепляясь за трос, полощется на течении как флаг капитуляции.
Ободренный выданной мной трехэтажной конструкцией он концентрируется и мы, сделав сдвоенный рывок, выскакиваем на мель. Оставив его, держать натянутый трос, спешу к квадру. Запрыгиваю на него и гоню к изнемогающему от нагрузки Артему. Он цепляет квадр и …
«Давааай, с…укааа!!!» — несясь по течению, буквально захлебываясь адреналином кричу я, то ли себе, то ли реке, то ли квадру, то ли Игорю бегущему с тросом по берегу.
Уже почти у косы, Grizzly взвыв, начинает буксовать, выплескивая из шноркеля вариатора воду. Спрыгиваю с квадра, и вдвоем с Игорем выталкиваем его на берег. Проклиная свой тупизм, вот что мешало протянуть хомуты шноркелей за три дня безделья, сливаем воду.
Потратив на проверку и закрутку шноркелей обоих Brute Forse полтора часа, вновь с Артемом тащим трос с берега на берег. Снова вопли, нервы, маты, и бешенный слалом по течению.
Переправив квадры и оставив измученного Артема на берегу, вдвоем с Игорем перетаскиваем на себе весь наш скарб.
Долго соображаем, как быть с телегами. Наверно уже тупя от усталости, одну, зачем-то, разобрали и частями перетянули на нужный берег.
Со второй решили не заморачиваться, и опять растянув трос, переволокли ее квадром через реку.
Пошла, родимая!
Вымотавшиеся наглухо, ели ползаем по берегу, собираясь в дорогу. Восемь часов. Восемь часов переправы. Сил практически не осталось, тут видимо еще и рыбная диета сказывается. Правильно у нас чукчи говорят что — «Рыба, еда для живота легкая, но ноги в гору не идут».
Наконец уложившись, трогаем.
Проскочив сухие, поросшие стлаником бугры, мы с ревом вырываемся на оперативный простор. Ну вот, наконец, и на нашей улице праздник!
Проломившись через полностью заросший участок дороги, вываливаемся к заброшенной канадской базе. В начале 2000- ных, канадская фирма пыталась здесь заниматься золотодобычей. Правда, предприятие быстро свернулось и теперь когда-то вполне приличное помещение с оборудованной кухней, сауной, душевыми кабинками и многим чем еще, медленно хиреет, разваливаясь и врастая в тундру.
Оставляя за собой, застилающие небо, клубы пыли, шустро прем к перевалу по дороге, зажатой горами. Настроение супер. Кажется, что даже глыбы гор с радостью поглядывает на нас.
Громыхая телегами по камням, забираемся на перевал.
Перевал Сквозной.
Торопясь, добраться до озера до темноты, кубарем скатываемся с перевала. Справа за поворотом неожиданно блеснул край озер, словно яркий вымпел победы.
Уже в сумерках пробившись сквозь густые заросли ольховника и кедрача выезжаем к стоящим на берегу озера балкам. Распаковываясь, радостно гомоним ни о чем, просто так, от избытка чувств.
Поужинав, долго молча стоим у балка, наслаждаясь, дикой природой и звенящей тишиной, смотря на привольно раскинувшуюся озерную гладь Майниц и гору Янранай, окруженную бледным нимбом облаков.
Пробег — 49 км Время в пути – 5 ч 30 мин
День девятый
Наконец-то выспались. Первый раз четыре ночевки не надо вслушиваться в каждый шорох и пробкой вылетать из палатки, тиская карабин.
Погода стоит сказочная.
Перекусив, оставляем Артема на хозяйстве, а сами налегке выдвигаемся к заброшенному прииску Кэнкэрэн, в районе которого работают наши знакомые. Проскочив остатки прииска и сквозь лабиринты холмов, изрытых карьерами, добираемся до старательской базы. Народ неподдельно рад нашему приезду.
Через минут десять, усиленно работая ложками, рассказываем ребятам о наших приключениях. Постепенно разговор переходит на следующую часть нашей поездки, до Беринговского. Слушая Володю, в прошлом году ходившего на вездеходе до поселка настроение наше резко ухудшается. С его слов расклад такой: существует две дороги, одна по тундре, другая по руслам рек. По тундровой уже давно никто не ходил, по слухам часть ее, проходящую по сопкам, вообще слизало обвалом, и хрен его знает где там искать объезд. По речной дороге он в прошлое лето ездил, но там три переправы посерьезней, чем через Ныгчеквеем, на которых он в волю побултыхался, плюс куча ям и серьезное течение. Учитывая же, что прошлое лето был рекордно низкий уровень воды, выводы можно делать неутешительные. Задумчиво сидим за столом. Володя с Костей осторожно предлагают — » Может не стоит парни, а?» Обещаем подумать.
Уезжаем обратно, загружённые едой. Узнав, что у нас заканчиваются продукты, ребята щедро делятся провиантом. Подваливаем к озеру. У балков маячит отощавший Артем. Разбираем привезенные сокровища: картофель, лук, тушенка, конфеты… Эх, живем!
До вечера шустрим по хозяйству. Обслуживаем технику, стираемся, моемся…
Вечером, нарубавшись жареной картошки с тушенкой, вяло пытаемся философствовать о смысле жизни.
Пробег — 36 км Время в пути — 4 ч
День десятый
Утром, наскоро перекусив, валим на рыбалку. Безрезультативно хлещим спиннингом воду. Не клюет.
Пасмурная и душная погода позволяет мошке разгуляться вовсю. Через час, изгрызенные до крови, вваливаемся в балок. Задраившись в одежду поплотнее, спускаем на воду лодку, валявшуюся на берегу, и отправляемся в плавание. Пытались доплыть до острова, там обычно крутится голец, но с этими огрызками, вместо весел, это нереально.
Возвращаемся и, вытащив из балка небольшую сетку, злорадно ухмыляясь, ставим ее в озеро, напротив балка. Ну, теперь посмотрим, чья возьмет…
Спустя время выгребаем на переборку. Сеть напрочь забита неркой, сигом и чиром. Часть рыбы выпускаем — нам столько не к чему. Остальную, обработав на берегу, тащим в балок. Жарим, варим, грохочем икру…
Ближе к вечере зарядил ливень. Облоповшись рыбой, с мыслями о хорошей погоде, отрубаемся.
Пробег — 0 Время в пути – 0
День одиннадцатый
К утру от ливня ни осталось и следа. За завтраком решаем, что будем делать дальше. После небольших прений решаем все-таки попробовать рвануть до Беринговского. Сегодня заедим на прииск, договоримся на счет заправки и немного прокатимся по предстоящей нам дороге.
Напуганный выставленным требованием — хочешь и дальше ездить, должен весить не менее 75 кг, Артем усиленно работает над массой.
Собираемся и, прихватив с собой в качестве гостинца мешок рыбы, трогаем.
Впереди бывший прииск Кэнкэрэн.
Вдоволь накрутившись в путанице карьеров, подъезжаем к базе.
Вкратце, чтобы не отвлекать народ от работы, сообщаем о своих планах и, выяснив, откуда лучше выскочить на вездеходную дорогу до Беринговского, отчаливаем.
Малость, порыскав по тундре, находим дорогу. Протоптанная вездеходами по сопкам и каменистой тундре она практически идеальная. Жаль только что этот дорожный идеал заканчивается через восемь километров, а вместо него остается только направление.
По курсу гора Утес.
Наслаждаясь погодой катим по тундре дальше, вдоль реки Кэнкэрэвеем. Периодически подруливаем к берегу, осматривая реку. Глубокая, зараза!
Гора с интересным названием, Потеха.
Почти докатившись до Утеса и посчитав, что хорош бензин жрать, поворачиваем обратно.
«Ведьмин» круг посреди тундры.
Доехав до прииска и договорившись на счет завтрашней заправки, едем к себе на базу.
По дороге Артем озабоченно сообщает о непонятных стуках и щелчках, идущих от квадра вовремя езды. Добираемся до своих балков и в срочном порядке начинаем выяснять суть появившийся проблемы. Выводы получаем не утешительные — умирают внешние гранаты задних приводов. Сколько еще протянут, не понятно. Но учитывая условия… Вообщем, мда…
О Беринговском уже и не заикаемся, тут бы до дома дотянуть. Риск конечно благородное дело, но здесь не тот случай.
Решаем так. На завтра заправка, сборы. Послезавтра выдвигаемся к дому. Инвалида Grizzly разгружаем полностью — пойдет налегке. Телегу Артема зацеплю я. Думается Yamaha доедет, ни куда не денется.
Весь вечер посвящаем рыбалке. Насидевшийся на консервах народ, в ультимативном порядке, потребовал свежей рыбы. И много. Ставим сетку и, пока она ловится, размышляем о превратностях судьбы.
Перебрав сеть и переработав пойманную рыбу, валимся спать.
Пробег — 51 км Время в пути — 7 ч
День двенадцатый
Утром, оставив Артема на хозяйстве, мы с Игорем отправляемся на прииск за топливом. Добравшись до прииска, разливаем по канистрам топливо и тепло прощаемся с ребятами. Народ напоследок пытается нагрузить нас продуктами, но мы отбиваемся, как можем, хоть у самих этих самых продуктов практически не осталось. Неудобно, блин. Как-нибудь и так дотянем. Что нам, четыре дня и дома, а людям здесь до конца октября впахивать. Соглашаемся только на четыре газовых баллона и булку хлеба. А, еще выклянчили литр антифриза, белый BruteForse так и продолжает его жрать. Доезжаем до балков, и весь остаток дня посвящаем подготовке к предстоящей дороге. Заправляемся, укладываемся, стираемся… Вообщем хлопочем весь день. Вечером отбиваемся пораньше, завтра в путь.
Пробег — 36 км Время в пути — 3ч 30мин
День тринадцатый
Встаем пораньше. Погода выше всяких похвал. В темпе собираемся, укладываемся, увязываемся. В семь тридцать стартуем.
До новых встреч, Майниц!
На ура проскочив кедрово-ольховый заслон, вылетаем на дорогу.
Не торопясь штурмуем затяжной перевал.
Красота!
Разогнавшись на спуске, катим дальше. Несмотря на телеги, дорога на этом участке позволяет двигаться с приличной скоростью. Сегодня у нас в плане стоит переправа через Ныгчеквеем, так что времени в обрез, надо спешить. Переправляться будем в другом месте, выше по течению, в том же режима — сплав на косу.
Где-то на подъезде к канадской базе, останавливаюсь подождать отставший народ. Долго они чего-то. Возвращаюсь и вижу перевернутый квадр и рядом сидящего Игоря, с посеревшим от боли лицом. Выясняю, что при падении на бок ему вывернуло и зажало между задним колесом и подножкой ногу. Аккуратно стягиваем сапог. Да чтоб тебя! Приехали бля… Нога в лодыжке на глазах распухает, наливаясь синевой. Похоже на перелом. Пока Игорь закинув в себя обезболивающие, наслаждается нашатырем, достаем из аптечки и накладываем шину. Выдернув из сапога вкладыш, осторожно натягиваем его на ногу. Нормально получилось — сидит плотно, как в гипсе.
«Игорь, да, как так-то? Ведь, блин, на ровном месте…», — интересуемся у пришедшего в себя Игоря. Скорее, он и сам не понял. Да, в принципе понятно как это бывает — на секунду расслабился и все. Лежишь кверху колесами.
Переворачиваем с Артемом квадр и проводим очередную рокировку — Игорь с Артемом меняются квадрами… Нет, ну что за… Вот же… Только этого не хватало и ведь перед самым сложным участком! Похоже, путешествие перестает быть томным.
Если б не навигатор, хрен бы мы нашли нужный нам поворот к переправе. «А это, видно, чтоб не думали, что в сказку попали», — язвительно бормочу себе под нос, уткнувшись в сплошную стену кедрача. Здесь, конечно, и раньше был не автобан, но чтоб так все заросло за три года…
С треском вломившись в кусты, с ходу влетаем в болото. Вот ведь сука! И как мы раньше здесь проезжали?! Куда нас вообще занесло?! Да нет, трек JPS явственно показывает правильность выбранного направления.
Жалкий призрак дороги ведет нас… Да кого я обманываю, никуда он нас не ведет, сами упираясь, месим эту чертову болотину промеж бугров, утыканных стлаником.
Вот куда дальше?
Потеряв одну «лошадиную силу» в лице Игоря, нам с Артем приходится выкладываться по полной. Не едем, а тащим, пихаем, толкаем … Телеги «помогают» нам вовсю – застревают, переворачиваются, цепляются за все что можно. Твари!
Вывалив из болота, утыкаемся в глубокие ручьи заросшие ивняком. Да что опять за фигня?! Хоть убейте, не помним здесь никаких ручьев. С треском продираемся вперед. Квадры, буксуя, виснут на торчащих из воды кустах. Это не тундра, это какая-то чертова южно-американская сельва. Вдвоем с Артемом, прорубая дорогу по пояс в воде, тащим наш караван вперед.
Охранительная все-таки штука мачете!
Наконец в 15.30 выбираемся к переправе.
«Да твою ж мать!» — обреченно стонем мы, оглядывая широкий разлив реки. Натянув заброды, хлюпаем к противоположному берегу.
Уровень критичный, но перейти можно, беда в том, что квадры придется запускать в реку плавом с глубины, выше переправы, иначе течением их пронесет мимо косы.
Протягиваем шноркеля, накачиваем баллоны и разгружаем телеги. Первым в заплыв запустили Grizzly, взгромоздившись на него вдвоем с Игорем. Погрузившись в воду по руль медленно дрейфуем к берегу. А ни че так перебрались, нормально…
Оставив Игоря на берегу, шлепаю обратно и спускаю на воду BruteForse. Не знаю что случилось, может из-за большего размера колес, может промахнулся с заездом, но квадр шустро став наплав, резво рванул вниз по течению не слушаясь руля. Пытаясь выровнять его курс чуть не перевернулся. С трудом выравниваю квадр и наконец, зацепившись колесами за дно, с ревом выскакиваю из реки.
В следующий заплыв сажу с собой Артема, в надежде подгрузить квадр. Надежда дает дуба после первых десяти метров. Опасно качающийся, гудящий квадр, тащит течением вниз. Вдруг происходит что-то непонятное, Артем после утверждал, что всего на всего хотел убить комаров у меня на спине — квадр вдруг резко качнувшись, начинает вращаться вокруг своей оси, пролетает место переправы и течение продолжает тащить его дальше, мимо косы.
«Даже не дыши, гад!» — ору я Артему, пытаясь погасить вращения. На очередном витке вижу Игоря, который, шкандыбая на одной ноге, мечется по косе. Но фортуна сегодня за нас — в последний момент удается подобраться и зацепится за краешек косы колесами.
В очередной раз, вырвавшись из жопы, нервно переводим дух. Повезло!
Обеспокоено посматривая на темнеющие небо, в ускоренном темпе перетаскиваем телеги и вещи через реку. Переправляться заканчиваем в полдевятого.
Пока воевали с переправой, небо полностью заволокло тучами и поднялся пронизывающий ветер. Понемногу начинает накрапывать дождь. Наскоро распихав барахло по телегам, пилим сквозь кусты к балкам.
Еле успеваем перетащить барахло в балок, как нас накрываем ливнем. Устроившись, под грохот дождя, вспоминаем этот наполненный событиями день. Вспоминая, как Игорь скакал по берегу на одной ноге, единогласно перекрестили его в Сильвера. Игорю прозвище нравится. Сильвер, он же Окорок, он же Одноногий довольно ухмыляется со своего лежака.
«Кто хочет поговорить со мной по душам, джентльмены?» — грозно вопрошает он, и мы, чтобы Игорь и дальше не выходил из образа, мастерим ему зачетный костыль. В лучших традициях Острова Сокровищ затачиваем топором острие — мало ли, может какого-нибудь медведя пришпилить придется.
Пошарив по балку, находим три просроченные пачки «Доширака». Завариваем его с банкой тушенки. М-м-м … Как там Карабас-Барабас говорил: «Это просто праздник какой-то!»
Пробег — 45 км Время в пути — 13 ч
День четырнадцатый
Со стартом припозднились. Собрав консилиум, рассматриваем ногу Игоря. Синяя опухшая ступня и лодыжка оптимизма не прибавляет, но ни сильной боли, ни смещения нет и это радует. Ладно, вынеся вердикт, что пациент скорее жив, чем мертв, вновь все фиксируем шиной и эластичным бинтом.
Собравшись, заскакиваем в седла.
«Поднять паруса!» — ревет Сильвер и мы, медленно покачиваясь, плывем по морю кедрового стланика
Где-то с час мыкаемся между бугров в поисках дороги. Наконец цепляем ее и, надрывно воя двигателями, прем дальше.
Дорога, хотя какая это к чертям собачьим дорога — разрытое болото между бугров с частоколом кустов, радостно чавкая, тянет из нас все жилы. Через пару часов мы с Артемом уже никакие — вымотались в ноль. Мокрые ноги сводит, спина болит. Телеги изгаляются, как могут, делая что угодно лишь бы не ехать. Апофеозом этой их деятельности, стала вытащенная нами из озера, телега Артема, куда эта скотина с радостью нырнула с небольшого бугра.
Но, невзирая на все, мы с боем продолжаем прорубать себе путь вперед.
Разнородность тундры местами просто поражает. Просто безумный аттракцион для сумасшедшего квадроциклиста.
Продолжая играть с Артемом в тяни-толкай, понемногу выбираемся из лабиринта бугров. Выход запомнился баталией у одного зловредного ручья с зыбучим песком, в котором чуть не похоронили квадр. Спасенный квадр напоминал собой… Да, ни хрена он не напоминал! Ни на что это не было похоже, какой-то железный капут. Сняв сидушку и увидев вместо проводки песочницу, мысленно перекрестившись, ставим обратно: «Да ну тебя в баню, сюда лезть. Заводится и славу богу, дома будем разбираться».
Наконец вынырнув из бугров, начинаем забирать правее, пытаясь вырулить на наш путик. Бьемся дальше, буксуя в болоте с гигантской кочкой. Вообщем все как обычно — бьемся, бьемся, пока на хрен не убьемся!
Вечереет. Прошив без потерь, ручьи Жемчужный и Поперечный, встали перед дилеммой — становиться ночевкой в болоте, так и не добравшись до дороги или не смотря на начинающие сумерки все-таки попытаться это сделать. Ночевать в болоте никто не хочет, так что решаем попытаться. Пытаемся долго и нудно. В темноте, каким-то чудом, даже умудрились форсировать две протоки. Точку в наших героических попытках поставило очередное болото и перевернутая в нем телега. С тоской посмотрев на JPS, блин, осталось то всего ничего — 1,5 км, пытаемся разместить палатки на кочках. Воды осталось литра два, на ужин банка тушенки на троих — ничего, живем. Артем от еды отказался — шкивает его из стороны в сторону, тошнит , кружится голова. Переутомления…
«Эх, не тот ноне пошел айтишник…» — по стариковски бухтит Игорь.
К ночи резко похолодало. Перекусив и утеплившись, расползаемся по палаткам. Артем суша над газовой плиткой промокший спальник, вновь пытается завести свою шарманку на счет медведей.
«Медведи… Да пошли они в жопу эти медведи…» — крехчу я, пытаясь умостится между кочек. Наглухо задраившись в спальники, отрубаемся.
Пробег — 36,5 км Время в пути- 12 часов
День пятнадцатый
Поднимаемся в 8.00
С не охотой выбравшись из спальников, собираемся возле газовой плитки. Холодно, черт. Наскоро перекусив, собираемся. В 10.00 как лягухи прыгаем с кочек в болотину. Гребем по жиже дальше. Пробуровив эти злосчастные 1,5 километра выплескиваемся из болота на дорогу.
И кого, интересно, здесь черти носили? Недавно прошедший по дороге вездеход, наглухо порушил весь наш путик. Делать нечего, бьем новый.
И вновь, кочка-болото, болота-кочка… Толкающий телеги Артем все больше начинает напоминать жука скарабея, у которого вместо навозного шарика телега.
Кстати о телегах. За время путешествия они обе уже давно заслужили имена — Сучара и Паскудина. Хоть они и обладают определенным общим набором признаков, характер их действий на человека различен. Сучара обычно любит прыгать по кочкам, громыхая и звеня как бубен, ища момент, чтобы с разгона устроить кульбит с переворотом в ближайшую лужу поглубже. Паскудина же действует более изощренно – дождавшись очередного болота, цепляется осью за все, что только можно, а потом при подъеме или повороте резко толкает изнемогающий от нагрузки квадр, засаживая его поглубже, наглухо заломив сцепное устройство.
На подъезде Горелой вышке, в кустах, ловлю колесом бочку. Ударом квадр откидывает в сторону. Вроде, как все в порядке, рвем тундру дальше (уже дома обнаружили, что от удара лопнул диск, но в каком-то смысле нам повезло — треснувший диск воздух не травил).
Игорь что-то совсем расклеился. Молчит и практически не фотографирует.
Горелая вышка. Циклопическое сооружение.
Дочапали до Автоткууля. Затариваемся водой, а то мало ли где опять на ночевку встанем.
А, ни че так путешествовать натощак. Прикольно даже. В теле вообще какая-то легкостью образовалась. Если бы не подташнивало с голодухи, совсем красота была бы.
В темпе пропрыгали кочкастые увалы, чай не болото, можно немного и отжечь. В 19:30 мы на переправе через Гечмыткукууль. Неожиданно быстро похоладало, блин аж пар изо рта идет. Наскоро поставив палатки, готовим еду. В это раз решили не мелочится и бухнули в кастрюлю весь наш НЗ — последнюю пачку макарон с банкой тушенки. Артем, отрываясь за вчерашний пост, мечет так, что аж за ушами трещит. Нам с Игорем есть особо не хочется, видимо привыкли, так поклевали немного. Попив чай и растолкав задремавшего в обнимку с кастрюлей Артема, валимся на боковую.
Пробег — 52,1 км Время в пути – 9 ч 30мин
День шестнадцатый
Подрываемся в 6.00. С энтузиазмом добив вчерашние остатки макарон, спешно собираемся. В 9.00 натужно гудя, вновь продолжаем нашу эпопею.
Переправившись через реку, с чавканьем заныриваем в очередное болото. На шестнадцатый день все эти болота уже для нас, как терновый куст для Братца Кролика — дом родной.
Сражаясь со скачущими и вихляющими тварями, это я телеги имею в виду, месим тундровую квашню дальше. В какой-то момент ловлю себя на мрачных мыслях: «Как доберемся до дому, я этих двух сволочей с обрыва в лиман сброшу. Хотя нет… Это что- то слишком просто будет… Лучше пластиковые корыта кувалдой расхреначу, а все остальное «болгаркой» покромсаю. Жаль взрывчатки не достать, а то я бы им устроил переселение душ…»
Выбираемся на участок дороги Ноль — Анадырь. Вот откуда такая непруха! Такое впечатление, что по дороге прошла танковая колонна. Разорванная, искромсанная, хлюпающая тундра блекло отсвечивает бурыми окнами болот. Не имея возможности идти по колее, болтаясь, скачем по кочке рядом, периодически заныривая в чавкающую засасывающую жижу.
Телеги, видимо предчувствую скорую гибель, отрываются вовсю.
Худо-бедно добираемся до реки Гитченынкууль. Дорога, ползущая вдоль реки, напоминает клоаку. Осыпая проклятиями упырей-вездеходчиков, тащимся по ней с поистине черепашьей скоростью.
Прошкандыбав до очередной газовой подстанции, останавливаемся на совещание: «Надо бы на ночлег становится, время уже… Да, погоди ты… Тут до Анадыря километров пятьдесят всего осталось… И что…? А то, что двадцать пять из них по дороге… Сам знаешь двадцатьпятка по тундре — это до хрена… Да кто ж спорит, но световой день пока позволяет … За Лысами, по темноте, легко можно горя хапнуть… Хорошо было бы к Диониськи, до темноты, подобраться…»
Молча переглядываемся. Видок у нас еще тот — небритые щеки ввалились, в глазах нездоровый блеск. Картину дополняет мокрая, замызганная одежда и натруженные скрюченные по форме руля руки. Одно слово — бродяги тундры.
Скособочено сидящий на квадре, Игорь резюмирует, взмахнув костылем: «Хер ли думать, погнали!»
Наскоро сточив остаток сухарей, залазим на измученные квадры. Промесив колесами тундру, взбираемся на Лысые увалы. Проходим их в хорошем режиме, благо местность позволяет. На спуске останавливаемся. Поддавшись уговорам, отнекиваясь и бухтя, Игорь все же делает финальный снимок.
Вот она, Дионисия.
Буквально соскальзив вниз по грязи, уже в сумерках, штурмом прорываемся сквозь болота к сопке. В полной темноте, шаря фарами и подвывая на пониженной, выбираемся на грунтовку. Соскакиваем с квадров стуча зубами — замерзли, копец. Наскоро распаковав телеги, напяливаем на себя теплую одежду.
Разогнавшись, тупо катим по дороге. Эмоций нет ни каких, они все затерялись где-то там, в тундре. В ватной от усталости голове, набатом бьет: «Домой, домой, домой!»
Загнав технику в гараж, долго обалдевши смотрим друг на друга, до конца не понимая, что это Все. Наше путешествие завершилось.
Пробег — 110 км Время в пути – 14 ч 30 м
Как, когда-то, написал Олег Куваев: «…В каждом человеке имеется жилка кочевника. Может, она осталась с тех времен, когда наши русокудрые предки сшибались на неоседланных конях с косоглазыми кипчаками, на крохотных лодках плыли по Черному морю, вдоль выгоревшей от солнца скифской земли, крыли в Бога и в душу, пробираясь за Урал, в таинственную землю аримаспов…»
Наверное, из-за этой самой жилки начинает сильнее биться сердце и томительно и непонятно сосать под ложечкой, когда ты, склонившись над картой, прокладываешь будущий маршрут. Эльгыгытгын, Пекульнеи, Рарыткин, Ваамчегырген… Эти, похожие на шаманские заклинания, названия начинают манить тебя все сильнее и сильнее, медленно кружа в водовороте координат, широт и контуров.
И вот уже, сквозь коричнево-синию мешанину черточек на карте, вдруг начинают проступать: бурлящие водой реки, каменистые склоны гор, чавкающая бездна болот… В твои уши врывается рев квадра, щелчки веток по крыльям, стук камней под колесами… Вынырнув из этого калейдоскопа образов, ты немного ошалело встряхиваешь головой, пытаясь сбросить с себя этот морок.
И вот тут, эта жилка кочевника, тонко звеня камертоном внутри, заставляет тебя действовать. Ты в один момент находишь аргументы для жены, чтобы снова не поехать в отпуск, испуганно, на второй, а то и на третий план с топотом уносится работа, а голова сама по себе, с точностью компа, начинает просчитывать километраж и нужное количество топливо и продуктов.
А ты, застыв над картой, продолжаешь мечтать о тех прекрасных местах и невероятных приключениях, про которые тихонько, с материнской нежностью, нашептывает такая бескрайняя вселенная по имени Тундра.
Маршрут
Участники:
Артём
Игорь
Сергей