Начало сборов как-то не задалось. Сначала взбрыкнула Rhino — накрылись задние амортизаторы. Неделя нервотрепки с поисками, оплатой и передачей их из Москвы, потом ожидание товарищей из Москвы и востока Украины, первый смог прилететь с почти недельным опозданием, а вот второй так и не смог выбраться по понятным причинам.
Но вот вроде бы все устаканилось, сборы в полном разгаре. Первую экспедицию планируем на озеро Ледяное.
В прошлое лето проходя маршрутом до Эгвекинота мы проскочили это большое озеро так там и не побывав. Сообща, решили – непорядок оставлять белые пятна на карте. Так же решаем остановиться на Горном озере -и все таки найти место крушения самолета Ли-2 в 1946 году, порыбачить, да и просто, отдохнуть в тундре.
Маршрут побольше частью нам известный и не особо длительный, вполне подходящий для первой поездки. То, что нужно, чтобы размяться, проверить технику настроиться на более длительные экспедиции.
Уже перед самым отъездом выясняется, что постоянный участник экспедиций Олег поехать не сможет — работа…
Итак, выезжаем втроем. Жара немного отпустила. Но все равно тепло, твердая 20-ка. Техника Yamaha Rhino, Yamaha Grizzly 700 , Kavasaki Brut Forse 750.
Переправа через Анадырский лиман.
Проезжаем Гудым (Пятый городок). Военный городок закрытый в начале 2000 годов. Основная достопримечательность Гудыма — это командный пункт расположенный внутри близлежащей сопки. Шесть здоровенных залов, куча подсобных помещений, узкоколейка. Протяженностью объекта более километра.
Вниз и вдоль реки Раскокуркина.
Золотогорье… Сколько бы здесь не проезжали, не перестаем удивляться — какая красота.
Первая остановка заброшенный прииск Быстрый. Дозаправились перекусили и снова в путь.
С реки Быстрая перепрыгиваем на ручей Горный, с него на реку Колби.
И в вверх по перевальчику горы Отрадная.
Вид на заброшенный прииск Тихий. Странное, кстати, место. Сколько раз там не ездили всегда одно и тоже… Спуск отвратительный — болотина с камнями и кочками. Давно проложенная нами дорога всегда норовит куда-то исчезнуть.
На самом прииске полно оврагов и болот с гвоздями и железяками. Но вот парадокс, когда возвращаемся, проезжаем, вернее даже пролетаем его, вообще на одном дыхании. Причем в любое время суток и в любую погоду. Куда в этот момент деваются все эти многочисленные подлянки непонятно.
Река Тнеквеем. В старой геологической бане скидываем топливо на обратную дорогу и вперед вверх по реке Скалистая.
При очередной переправе у Rhino при движении появился свист с хрустом в районе левого заднего колеса. Домкратим.
Мысли самые нехорошие. Но как оказалась ничего страшного. Застрявший камень тер тормозной диск.
На развилке реки Скалистая и ручья Звонкий становимся на ночевку.
Время пути — 12 часов. Пробег — 135 км
Утро. Завтракаем, по быстрому собираемся и вперед, вверх по ручью Звонкий. На сегодня в плане дойти до озера Горное. Проштудировав карту, решили попробовать пройти новым путем, обещающим быть легким. Трястись на камнях Скалистой и резать резину о скальники горы Катастрофной ни у кого желания не возникло.
Дорога поначалу неплохая, ровные твёрдые полки по берегам. На самом ручье мелкий галечник. Получая удовольствие от езды шустро катим вперед.
У подножия горы Недоступная замечаем оленеводческую бригаду. Подъезжаем.
Знакомые все лица… Периодически пересекаемся с ними во время наших путешествий. Поговорили, попили чаю и снова в путь.
Сколько раз зарекались отбить на GPS этот перевал… Опять, блин, не в тот залезли..
Пришлось делать лишний круг в горах, чтобы выпасть на нужную нам реку — Левый Тавайваам.
С Левого Тавайваама выезжаем на основное русло, и двигаясь по нему, подъезжаем к ручью Прозрачный.
Движемся по нему вверх пока не упираемся в горную гряду образуемую горами Ворон и Конусная. Ну и куда дальше…? Вверх чего-то крутовато, объезда что-то тоже не видать. Черт бы побрал эти «легкие дороги»!
Все-таки решаем ползти вверх. Нам нужно попасть в верховье реки Ваамчергырген. По карте это вроде как прямо за грядой. Лезем. Тяжко… Да ё мое… Тут еще и кочка по пояс. С грехом пополам заползаем на гряду. Где-то внизу должна быть нужная нам река. Нету ее…! Опять за карту…
А вот в чем дело! Нам нужно налево и еще вверх, практически на вершину горы Конусная и оттуда уже можно будет свалиться на реку. Мда… И высоковато и крутовато и вообще «очково». Ну что делать, вперед.
Фууу… Заползли кое-как… Вот ты где родная…. Ну, теперь вниз …
Спустились на реку Ваамчергырген. Опять каменюки и кочка по колено. Нет, ну просто радуют такие «легкие дороги».
Выйдя по реке на параллель с озером, начинаем резать напрямую через тундру.
К вечеру, вымотанные, с опухшими от солнца, ветра и комаров лицами, подъезжаем к Горному озеру.
Поминая недобрым словом » легкие дороги » ищем место для лагеря, ставим палатки. Виски, ужин, спать…
Время пути — 10 ч Пройденный километраж — 75 км.
Подъем. На озере решаем остановиться на сутки. Тепло, солнечно, погода была бы просто отличная если бы не сильный ветер. К слову сказать, за все время пребывания на озере он так ни разу и не прекратился, только менял
направление. Большой плюс — сдувает комаров. Завтракаем и выдвигаемся на поиски места авиакатастрофы.
Первый найденный двигатель
Находим место для восхождения. Все, полезли вверх…
Примерно через час, мы на вершине. Повсюду обломки фюзеляжа, остатки приборов. Судя по всему самолет размазало прямо по траверзу горы. В самой высокой точке находим могилу пилотов. На памятнике когда-то была табличка с фамилиями, которую похоже вырвало ветром.
С левой стороны горы находим еще один двигатель. А внизу, в распадке между гор, замечаем остатки хвоста. Так как гора, на картах, не имеет названия, единогласно решаем назвать ее горой Погибших Пилотов.
«Мы имели перед глазами такие виды, которые в мысль нашу вперяли восторг и заставляли на те предметы взирать с глубочайшим благоговением…» Капитан Биллингс о Чукотке.
Потихоньку, не торопясь сползаем вниз.
Идем в лагерь на обед, отдыхаем, а к вечеру собираемся на рыбалку. Как показали рыболовные испытания в северной стороне озера в верховьях двух ручьев ловиться только хариус. Причем в постоянном режиме забросил- вытащил.
Невдалеке, не обращая на нас внимания, прошлепал медведь
В середине озера, где поглубже, берет некрупный голец. Ни чего покрупнее не поймали, то ли его просто нет, то ли «гранаты у нас не той системы».
Вечером заправляемся, проверяем технику, завтра в дорогу.
Вот и утро. И снова в путь. Движемся по тундре, в строну реки Правый Ваамчергырген. Опять кочка в перемешку с болотиной и камнями. Ветер немного стих и комары просто озверели. С предсмертным ревом пикируют оводы.
Доходим до реки и потихоньку, подпрыгивая на камнях, катим вперед.
Выехали на реку Ваамчергырген. Воды по сравнению с прошлым годом гораздо больше, местами приходиться выпрыгивать с русла на тундру.
Пройдя немного по реке, выезжаем на тундру и режем к реке Ледяная. Доезжаем, форсируем и снова по тундре, уже до озера Ледяное.
Озеро Ледяное. Добрались. Одним белым пятном на карте стало меньше.
Разбиваем на берегу лагерь, ловим рыбу, обследуем окрестности, готовим ужин.
Ветер опять как с цепи сорвался. Небо затянуло, наволокло туч. Завтра в обратный путь и дождя вовсе не хочется.
Время в пути — 5 часов. Пробег — 50 км
Утром распогодилось. Полночи, пока не шуганули, не давала спать лиса, гремя грязной посудой. Собираем лагерь и снова в дорогу.
Доходим до верховья Правого Ваамчергыргена, выезжаем на тундру и прем вперед, к реке Эчувеем. Дорога радует, кочки нет, ровная как стол тундра.
Замаскировался
Подъезжаем к озеру Надежды. Симпатичное такое озеро, мелкий галечник на берегу, песчаные пляжики.
Добираемся до реки Эчувеем и пытаемся двигаться по руслу. Это оказалось практически невозможно. Не река, а просто какое-то нагромождение валунов. На тундре, рядом с рекой, кочка рассекаемая каменными ручьями.
Передвигаться крайне тяжело, но все же полегче чем по реке. Потихонько добираемся до Горного озера.
Подкручиваем расшатанную ударами о камни защиту и движемся дальше к перевалу горы Привольная.
Объезжая каменные нагромождения поднимаемся все выше и выше. Периодически соскакиваем с квадров — мостим и выравниваем камнями дорогу.
Спускаемся с перевала. Река Валунная.
Немного пройдя по руслу, снова выезжаем на тундру. Забираемся где-то до середины горы Крутая и так продолжаем двигаться к реке Песчаная.
Усталость берет свое, поэтому сообща решаем — все хватит на сегодня, пора останавливаться на ночлег. Кое-как, буксуя на кочке, объезжая овраги и камни спускаемся на реку. Дойдя по ней до перевала горы Катастрофная останавливаемся на ночлег.
Время в пути – 10 ч Пробег — 85 км.
С утра начинаем штурм перевала. В начале думали, попробовать обойти его по реке справа, но потом решили- да ну его на фиг пойдем проверенным путем. Вляпаемся еще опять в «легкую дорогу»…
Начинается знакомая работа по квадро акробатике и мощению дорог из камня… Заползли… Спускаемся… Уже в самом конце спуска Rhino вляпалась в солифлюкцию. Прилипла хорошо, пришлось дергать двумя квадрами.
Спускаемся по реке Скалистая. Дорога хоть и хреновая, но до боли знакомая.
Довольно быстро допрыгали до среднего течения реки. Ну, здесь практически трасса.
Буквально долетели до реки Тнеквеем. Дозаправились припрятанным бензином и двинули дальше. Вода немного спала, с этой рекой это бывает крайне редко, что позволяет нам прямо по руслу Тнеквеема добраться до поворота реки Тихая.
Поднимаемся вдоль реки Тихая до одноименного прииска. Прииск, а также подъем в перевал горы Отрадная, как обычно, пролетаем просто на ура.
Без происшествий спускаемся по реке Колби.
Немного езды по реке Быстрая и мы на въезжаем на прииск Быстрый. Наша первая остановка под крышей. Можно расслабиться, почти дома. Звоним в город, договариваемся на завтра с баржой. За разговорами засиживаемся допоздна… Завтра спешить не куда …
Время в пути – 10 ч Пробег – 90 км
Ну, а ночью пошел дождь. С утра он только усилился. Похолодало. Собираемся, утепляемся, задраиваемся в дождевики. Едем.
Вот почти и дома. На барже идем через лиман. Ощущения какие-то не совсем понятные. Вроде и поездка удалась, и все, что запланировали сделали, а какое-то неудовлетворение осталось. Посовещавшись, приходим к выводу, что этот
осадок от того,что привыкли всегда ездить по новым маршрутам, а эта поездка у нас прошла по местам, по большей части, уже пройденных ранее. Наверно поэтому, сидя в кубрике баржи, начинаем с жаром спорить и обсуждать запланированный еще по зиме, план новой экспедиции на август… Скорей бы снова в путь….