Озеро Майниц… Расположено это высокогорное озеро тектонического происхождение у северных отрогов Майнопыльгинского хребта Корякского нагорья. Название произошло от чукотского Майныгытгын — «большое озеро».
Глубина 120 метров, площадь 60 кв. км. В водах озера обитает огромное количество рыбы — голец, мальма, хариус, налим, чир, сиг. Летом Майниц становится одним гигантским нерестилищем нерки. Берега и подножия близ лежащих гор, поросшие кедрово-стланиковыми лесами и ольховником, являются настоящим царством бурого медведя.
«А может все-таки, попробуем на Майниц…» — предложил вдруг Олег.
Пожалуй, вот с этих слов и началась наша экспедиция на озеро Майниц. И хотя ранее мы сообща запланировали на август путешествие в совсем другое место, но подумав, согласились — может и стоит именно сейчас попробовать добраться до озера.
Сложность экспедиции состояла в том, что летом дорога на Майниц традиционно считается доступной только лишь для гусеничной техники. 200 км болот, переправа через три реки, огромное количество ручьев и вездесущая кочка… Но прикинув, что это аномально жаркое и сухое лето на Чукотке должно внести определенные коррективы в нашу пользу, начинаем собираться в путь…
В это время мы даже и не предполагали на сколько мы ошибаемся. Забегая вперед можно сказать – это была самая тяжелая наша экспедиция…
Под критические рассуждения друзей и знакомых о невозможности этого путешествия, сборы начались. Изначально закладываем на экспедицию 10 дней. Три дня туда, три обратно, три на озере и день туда-сюда. Техника Yamaha Grizzly 700, Yamaha Rhino, Kawasaki Brute Forse 750, Kawasaki Teryx. Четыре водителя и одна пассажирка.
Учитывая сложность пути топливо загружаемся по максимуму — помимо заправки еще 530 литров. Оружие, палатки, продукты, баллоны для переправы, вещи… Оглядывая до отказа набитую, обвешанную, увязанную, утянутую, утрамбованную со всех сторон технику, с грустью вздыхаем — как она, бедолага, еще ехать сможет?
День первый.
Итак, стартуем. Погода прекрасная. Первая остановка через 25 км — сопка Дионисия. На этом месте заканчивается дорога и начинается путь. Доливаемся, как говориться, под «жвак». Короткое прощание с провожающими и вперед — навстречу к тундре и приключениям.
У самого подножия сопки расположился подростковый лагерь «Школа странствий «. Обитателей застали в момент сборов — лагерь закрывают, в районе замечены медведи.
Курс вперед — на Лысые увалы.
Ну, что ж начало положено… Сначала садиться Teryx, а затем и Rhino. Пока еще весело и со смехом выдергиваем их квадрами и продолжаем двигаться вперед.
Потихоньку доползли до Лысых, забираемся на них и весело катим по сухой, набитой ездеходами дороге, радуясь последнему хорошему участку пути.
Немного неприятная и не предвиденная остановка. Приказал долго жить ремень вариатора на Teryx. Провозившись с ним около двух часов, до чего же все таки неудобно там все придумано, двигаемся дальше.
Слазим с Лысых увалов и режем тундру в сторону газовой подстанции. Станции эти не обитаемые, расположенные вдоль зарытой в тундру газовой трубы, через каждые 20 км до газонефтеконденсатного месторождения Западно-Озерное, прозванное в народе «Ноль».
«Ноль» расположен в ста километрах от Анадыря.
В режиме застряли-дернули-вытащили доезжаем до подстанции и становимся на вездеходную дорогу. Следует сразу сказать, что вездеходная дорога — это дорога не в прямом смысле слова, а разрытая, размазанная, скособоченная колея среди болота и кочки. Но двигаться по ней, местами, проще и легче чем просто по тундре.
Офигевая от расхода топлива и физических упражнений с тросом доползаем до следующей газовой подстанции.
Здесь дорога раздваивается. Одна идет прямо, а другая забирает правее. Немного посовещавшись и поспорив, все-таки выбираем прямую дорогу. Проехав по ней до ближайшего озеро останавливаемся на ночлег. Озеро, как бы, оправдывая свое название — Серое, вместо воды наполнено какой-то серо-бурой жижей, явно не пригодной для питья.
Ставим палатки. Мучимые жаждой, разделив оставшуюся взятую с города воду и перекусив, валимся спать.
Пробег – 77 км Время в пути – 12 ч
День второй.
Подъем в 6 часов. Быстро сворачиваем лагерь. Завтракаем и в дорогу.
Пока еще бодро, катим по вездеходной колее. С разгона влетаем в болотину и ползем вперед. Начинается болото Топкое. Прощупывая квадрами дорогу, с черепашей скоростью, выбирая хоть какие-нибудь твёрдые места, продвигаемся вперед.
Все, похоже, приплыли… Если квадры еще могут ползти то UTV сели наглухо. Пытаясь дергать их в два квадра , размесили все вокруг, да так, что упаковали еще и квадры. Вообщем сидим все. В глазах товарищей тоска и безнадега. Тут уже не до смеха и не до веселья. Собравшись с духом, кое-как, вчетвером, под немыслимым углом, заякорившись лебедкой за Rhino, на руках и матюках, вытаскиваем Grizzly. Потом Brute Forse . Потом квадрами остальных. Развернувшись и немного от тянувшись назад пытаемся ехать вперед и в сторону. Квадроциклисты, буквально, лаская курок газа, на предельно низких, в накат , ползая на брюхе, все-таки нашли выход. В связке, на длинных тросах, с горем пополам, таща за собой UTV, волочимся вперед. Забавно было видеть, как от ползущей по мягкому, как перина плывуну, техники, метров на десять расходятся волнообразные колебания мха… Через несколько часов, именно часов, а не километров, стали попадаться первые твёрдые кочки, которым мы обрадовались как дети.
Спустя еще какое то время мы с надрывным воем, все-таки, вырываемся из вязких объятий Топкого болота!
Обернувшись назад и обозрев хлюпавшие, рваные изгибы своих следов, заключаем -даа…, друзья, болото Топкое это вам, блин, не какая-то занюханная Гримпенская трясина! Почти не фотографировали, реально, не до того было…
Уже после, в городе, знакомые вездеходчики, офигев от нашего рассказа, в один голос твердили- «что вы туда поперлись? да там летом хрен проедешь… могли там технику на совсем оставить… мы там только по весне ездим пока болото не оттаяло… »
Без происшествий, если не считать, разбортировки колеса на Teryx, добрались до реки Гечмыткукууль.
Разбиваем лагерь, ужинаем, и вырубаемся…
Пробег — 22 км Время в пути – 13 ч
День третий.
Утром с трудом выползаем из спальников. Сказывается вчерашний фитнес. Ночью по кустам, возле палаток, шарил мелкий, любопытный медведь. У нас, вымотавшимся за день, просто не было сил отодраться и вылезти из палатки, чтобы его шугануть, но впрочем он ситуацию не обострял…
Погода не радует. Пасмурно. Морось временами переходящая в дождь.
Решаем остановиться на дневку, в такую погоду нет вообще желания вылазить из палаток, да и надо найти место для переправы, ну и конечно немного отдохнуть.
Немного поспининговали. Вяло ловится мелкая щучка.
Весь день едим и бездельничаем.
К вечеру дождь под утих и ребята вдвоем на одном квадре, чтобы сэкономить горючие, поехали искать переправу.
Нашли, промерили, доложили… В общем, получается, так — вездеходная переправа слишком глубокая, выезд из нее слишком крутой, выше по течению километров в тринадцати должен быть брод, но дорога полное гавно, квадры пройдут, UTV под вопросом.
Вечером заправляемся, подготавливаем технику и с надеждой на хорошую погоду отбиваемся.
Пробег — 0 Время в пути — 0
День четвертый.
Поднимаемся пораньше. Пасмурно, но дождя нет. Планы на сегодня переправится через реки Гечмыткукууль, Автаткууль и дойти до переправы реки Ныгчеквеем. Наш ориентир Горелая вышка, за ней собственно, и находится эта речка, вдоль которой должна располагаться старая старательская дорога ведущая переправе.
Собираемся и вперед.
Дорога, действительно, полное гавно. Старая колея, прорезанная, болотистыми ручьями, и оврагами заросшими высокой густой травой.
Кое-как доскреблись до брода Гечмыткукууля. Но зато воды по колено и это радует!
Перескочив реку, и встав на вездеходную колею, прем дальше. Хотя, прем слишком сильно сказано, скорее тащимся, трясясь и вибрируя как четыре калеки.
Спустя немного времени становится понятно, что сегодня до Ныгчеквеема не доползти. Корректируем планы — дойти хотя бы до Автаткууля.
Елозим на брюхе дальше. Измученные болотами, пытаемся передвигаться прыгая с бугра на бугор, но здесь нас ждет новый сюрприз. Бугры, поросшие высокой, выше крыльев квадра, травой, изрыты глубокими оврагами. Впереди идущие квадры, валясь влево, вправо, как неваляшки, местами ныряя так что порой не видно и самих водителей, воя на пониженной, с трудом прокладывают путь. К концу дня один вид этой травы уже начинает вызывать нервный тик.
В восемь вечера, в конец измотанные, понимая, что до Автаткууля сегодня не дотянем, на берегу безымянной протоки становимся лагерем. На горизонте, кажется ни на йоту, ни приблизившись, издевательски торчит наш ориентир.
Горелая вышка… Чтоб ты еще раз сгорела, зараза!
С грустью подсчитываем топливо. Если так пойдет и дальше, то на обратную дорогу может и не хватить. В расстроенных чувствах принимаем на грудь, и валимся спать…
Пробег – 51 км Время в пути – 12 ч
День пятый.
Утро порадовало солнечной погодой. Тепло. Даже жарко! Наскоро завтракаем и выдвигаемся.
Впереди маячит пресловутый ориентир. Достал, гад…
Наконец доходим до Автаткууля. Потыкавшись влево, вправо вдоль реки, находим приемлемое место для переправы. Вначале перетаскиваем квадры, затем UTV. Не считая, залитых вариаторов на UTV, переправа прошла без потерь. По возвращению в город надо будет провести тотальную шноркелизацию техники.
Сушимся и скрепя сердцем прорубаем, просеку в заросшем ольховником берегу.
Хлюпаем дальше, к Горелой. Вот она кажется уже рукой подать… И на подъезде опять влетаем в очередное болото…
Да, блин, что такое..!
Выползая из очередной топи, прокляли все на свете… Хорошо хоть болото не большое — около километра.
С трудом находим нужную нам дорогу и гоним дальше, вперед. От дороги, собственно говоря, ничего не осталась. Только направление.
Проковыляв по ней несколько километров, на кромке зарослей кедрового стланика становимся на ночлег.
Да… Топливо тает просто катастрофически. Находимся практически на точке не возврата. Созваниваемся с родными и близкими. Выяснятся, что в ближайшие дни на Ноль ( месторождение Западно- Озерное ) выходит вездеход со сменой газовиков. Вполне возможно, что с ними можно будет передать топливо для нас. Созвон, с уточнением ситуации, утром.
Засыпаем полные надежд.
Пробег — 18 км Время в пути – 11 ч
День шестой.
Утро. Да, что то не понятное творится в этом году на Чукотке… Давно такого лета не было. Семь утра, а температура, по ощущениям, больше двадцатки. Нежась на солнце, ждем приемлемого времени для звонка.
Звоним. Получив подтверждение о заброске топлива, быстро собираемся и двигаем дальше.
Быстро двигать не очень-то получается.
Едем вдоль реки Ныгчеквеем, придерживаясь остатков старой дороги.
Пейзаж постепенно меняется — вместо болотистой и кочкастой тундры стали появляться заросли кедрового стланика, ольхи и арктической ивы.
То там, то сям, на косах реки, стали попадаться медведи. За день видели штук двенадцать. Но позировать вся эта косматая братия для фото явно не желает — услышав звуки двигателей, шустро шкерится в складках местности.
Такая вот она река Ныгчеквеем.
Добираемся до переправы. Начинаем промер глубин.
Под противоположным берегом глубоковато, но в принципе терпимо.
Ситуацию усложняет сильное течение — опасна, но вполне возможна попытка сплава на противоположную косу.
Совместно решаем поискать еще одну переправу. По имеющей информации знаем, что примерно в двух километров выше по течению когда-то, при царе Горохе, был неглубокий брод. Отправляемся на поиски. Еле заметная вездеходная колея ныряет в заросли стланика. Вползаем и мы в эти дебри…
Продираемся сквозь овраги и кедрач. Все внимание на еле приметные вездеходные следы…
Тут передовой квадр буквально втыкается в ставшую на дыбы здоровенную медведицу с пистуном. Немая сцена… Немая от того, что карабин в чехле и привязан сзади … Ситуацию разредил пистун, давший деру. Немного поколебавшись, рюхнув, медведица последовала за ним. » Да ну вас нафиг» — вешаю на грудь карабин и досылаю патрон. Поблескивав стволами и истошно сигналя, продолжаем плыть по морю стланика. То и дело видим мелькающие в зарослях мохнатые холки и жопы отступающего неприятеля.
Проехав четыре километра и окончательно потеряв дорогу переправу так и не нашли.
Возвращаемся обратно.
Пробуем опять. Течение конечно сильное, буквально сбивает с ног.
Но переправиться все же можно, вопрос в том, как нам переправляться обратно, против течения…? Здесь сделать это просто не возможно. Сдует в один миг, и мама сказать не успеешь. Поиски же брода на другой стороне могут затянуться до китайской пасхи. Уставшие и задерганные, на этой почве даже все переругались. Так и не решив, что делать, недовольные друг другом, оставив вопрос висеть в воздухе, занялись каждый своими делами.
Такие вот хариусы обитают в Ныгчеквееме.
И вот, что из них получается.
А до хребта Кэнкэрэн почти рукой подать…
Вечереет… Молча сидим у костра … И вдруг слышим рев и лязг приближающего вездехода.
Как все-таки тесен мир! Из двух человек, на прибывших на вездеходе, один одноклассник одного из нас, другой хороший знакомый. Ребята, вдвоем?!, моют золото на Кэнкэрэне. Пьем чай, разговариваем..
Парни обещают показать, дорогу, на той стороне, к еще одной переправе-где возможен сплав уже с другой стороны.
Даже подкинут канистру бензина!
Уже перед сном наблюдаем необычное явление. Возле луны появляются две большие яркие звезды и спустя некоторое время исчезают. Немного порассуждав о том, что мы не одни во вселенной, идем спать. Какой длинный день!
Пробег – 42 Время в пути – 10 ч
День седьмой.
Утром стаем в 4. Не спится… В конце концов, выясняем отношения, расставляем все точки над i и перемирившись начинаем готовиться к переправе.
Ребята обещают помочь и мы, чтобы не заморачиваться с баллонами, с радостью соглашаемся. Зацепив на трос к вездеходу по одному квадру и UTV, в две ходки мы переправляемся на другую сторону. Попрощавшись, парни уезжают, ну, а мы как обычно сливаем воду и сушим вариаторы…
Просохнув дергаем дальше. Дорога, именно дорога, а не ее жалкий призрак, отличная. Накатана вездеходами по сухим буграм, поросшим стлаником. В низинах попадаются болотца, но это так, полная ерунда, по сравнению с теми которые мы проползли за последние шесть дней.
Выскакиваем из бугров и кустов и …
Вот это, действительно, Дорога! Трасса! Наконец-то можно ехать быстрее пяти километров в час!
Радостно взвыв, техника рванула вперед…
Нам туда, за горы…
Подъезжаем к заброшенной канадской базе » Golden Kenkeren» .
Когда-то в 2000 годах канадцы проводили в этих местах геологоразведку. Не знаем что они там на разведовали, но предприятие свернули. Базу сначала пытались продать, а потом походу просто бросили. Сейчас здесь разруха и уныние.
Давным-давно, в стародавние времена, старатели обычно ездили на промывку в » Мерсах»..
Едем дальше и въезжаем в длинное ущелье, которое заканчивается перевалом Сквозной.
Перевал Сквозной. Красотища!
Скатываемся с перевала и радостно гудим дальше. До Майниц осталось всего ничего.
Дорога раздваивается левая уходит в заброшенный поселок Кэнкэрэн, ну, а нам на право — к озеру. Сразу видно, что летом, сюда мало кто ездит и поэтому природа властно начинает брать свое. Дорога местами напрочь заросла кустам ольхи, иногда даже приходится соскакивать с нее на тундру и объезжать это буйство растительности.
Погода превосходная. Жарища. А запахи! Смолистый аромат нагретого на солнце кедрового стланика, перемешивается с терпким запахом ольховника, и оттеняется тонкими нюансами различных тундровых цветов… Во, блин, как написали! Словами не передашь, это надо чувствовать самому…!
К обеду подъезжаем к озеру. Дошли… Вот такое оно — озеро Майниц…
И такое…
И такое…
И вот еще какое…
Ну что тут скажешь…
Останавливаемся в двух балках на берегу озера.
Обедаем. Идем обследовать окрестности. Погода действительно сходит с ума. Теплынь, когда еще на Чукотке, в футболках походишь… Временами при ясном небе, срываются короткие теплые ливни, так не похожие на обычные нудные и серые чукотские дожди. Плаваем и ныряем в озере.
Вода холоднющая, но все равно — кайф!
Уставшие и нагретые солнцем засыпаем. Первая ночевка под крышей за последние шесть дней…
Пробег – 48 км Время в пути — 5 ч
День восьмой.
Поднимаемся, уже по привычке, пораньше. Хотя торопиться сегодня не куда. Погода чудесная. С грустью решаем — сегодня, потихоньку, надо выдвигаться обратно. Жаль, конечно, что проделав такой путь, так толком и не пожили на озере.
Но что поделать — у всех работа, да и куча других причин. Экспедиция и так затянулась, а ведь нам предстоит еще обратная дорога …
Надо еще заскочить к старателям, на прииск Кэнкэрэн, но чтобы не отвлекать ребят от промывки решаем выехать после обеда.
А пока наслаждаемся отдыхом. Спускаем одну из лодок, лежащих возле балков, и на веслах отправляется в плавание.
Вода чистейшая, глубоко, но такое ощущение что под днищем лодки не больше метра.
Переплыв небольшой заливчик, идем гулять по береговой полосе, местами останавливаясь поспиннинговать. Повсюду в воде видна нерестившаяся нерка, в красном брачном наряде. К слову сказать, так мы ничего и не поймали. Нерка на блесну уже не брала, а для лова другой рыбы надо было идти на ямы, на что времени уже не оставалось.
Снимок перед отъездом. До свидания, Майниц!
Прииск Кэнкэрэн.
Встречаемся с ребятами. На карте они показывают нам обратную дорогу, с заездом на Ноль. Отмечаем для себя ориентиры. Ребята отсыпают нам сахара, у нас уже свой закончился, да кстати, и чай уже на исходе. В тундре эти два продукта будут поважнее хлеба. Тепло попрощавшись, уезжаем.
Любуясь пейзажами, быстро катим вперед. Наша кавалькада, подымая тучу пыли, растянулась километров на пять. На перевале начинают перегреваться Kawasaki.
Подъезжаем к канадской базе, и в двух жилых балках по соседству останавливаемся на ночлег.
Время еще детское и поэтому решаем сходить в тополиную рощу.
Вот такие вот оазисы бывают посреди тундры
Вечереет. Полюбовавшись пейзажами и поужинав ложимся спать…
Пробег – 25 км Время в пути — 3 ч
День девятый.
Утро. Завтракаем.
Нет, погода нас определенно балует. Собираемся и выдвигаемся к переправе через Ныгчеквеем.
Доезжаем по дороге до нужного нам поворота и соскакиваем на еле заметную тропку в кедраче.
Снова разбитая в болоте колея, между буграми заросшими кедровым стлаником.
Продравшись сквозь дебри, выскакиваем на переправу. Широковато, глубоковато, но в меру, вообщем терпимо.
Течение сильное, но в нужном нам направлении, аккурат на длинную песчаную косу.
Протоптав в забродниках тропинку, начинаем переправу. Баллоны не накачиваем, а наоборот решаем загрузить технику , чтобы меньше сносило. Brutе Forse со шноркелями перескочил в легкую, а вот Grizzly закрутило и залив вариатор поволокло по течению, выгребали ногами. Двигатель воды не хапнул, а это главное. Выскребся сам. UTV до середины доползли сами, а дальше на тросах выдернули их квадрами. Нет, шноркелизацию провести просто
необходимо… Просохнув едем дальше, по дороге, пробитой в стланике.
Спустя какое-то время подъезжаем к вот такому строению.
Данный коттедж принадлежит одному бывшему руководителю одной из контор в Анадыре. На местном сайте долго висело объявление о его продаже… Дом на замке. Но, недалеко от него находится балок и баня хозяином которых является Володя, наш знакомый старатель.
Спешить нам не куда — горючие, для нас должно прибыть на Ноль, только завтра к вечеру. Торчать на Ноле желания не у кого нет, поэтому решаем остановиться здесь до завтра.
Выдвигаемся на рыбалку. Еда уже на подсосе, надо добывать хлеб насущный. В основном русле на течении берет хариус, а небольшие и мелкие заводюшки буквально забиты щукой. В одной, шириной не больше пяти метров и длинной метров пятнадцать, насчитали 30 штук. Вода прозрачная и забрасывая блесну можно наблюдать, как ее одновременно атакуют по 5-7 щук одновременно.
Не трофейные, но на спиннинге подержать приятно.
Припекает. Раздеваемся и нагишом сигаем в речку. Не Чукотка, а материк какой-то!
Вечером идем в баню, объедаемся жареными щучьими брюшками, гоняем чаи с сахаром и блаженствуем…
Пробег — 35 км Время в пути — 4 ч
День десятый.
Наступает утро. Быстро укладываемся, и вперед труба зовет! Курс на Ноль.
Два дня безделья дают о себе знать — тяжеловато однако…
Прямо за балками ухаем в болото, периодически выползая из него на заросшие кряжистым и сучковатым стлаником бугры. Проломанные и исковерканные вездеходами заросли кедрача угрожающе торчат острыми пиками… Как не порвали пыльники и не пропороли радиаторы, хрен его знает…
Закипает Teryx. Радиатор напрочь забит пухом Иван-чая и пушицы. Насколько можно чистим радиатор, продувая его насосом.
Зарослей становится поменьше, но зато ручьев и болот побольше. Да, нет в мире совершенства… С боем прем вперед.
Начинается обычная покрытая кочкарником тундра.
На горизонте замаячил Ноль. Созваниваемся с городом еще раз.
Слышим полные оптимизма слова — » все нормально, горючие должно быть на подходе, с начальством газовиков договорились, вас встретят, поселят, накормят, обогреют…». К вечеру вползаем на Ноль.
Выяснив у вышедших нам на встречу людей, где начальство, идем к нему. В кабинете с гражданином, обозначавшим себя, как руководитель, состоялся примерно такой разговор.
— И звонили, и предупреждали, но мне вас селить негде, мест нет — не в меру агрессивным тоном начал он.
— Да и не надо, у нас палатки есть, просто покажите, где их можно на территории поставить, пока вездеход не придет.
— Здесь нельзя, езжайте на вертолетную площадку, только у нас там медведь ходит, но мы можем на ночь вам свет по периметру зажечь. Ужин только за деньги. Если будете есть, заранее оплатите и предупредите кухню.
Немного офигев от гостеприимства газовиком едем на вертолетку, расположенную примерно в километре от зданий.
Нет, хлеба с солью мы конечно не ожидали, но… Интересно, как тут встречают тех, кто не договаривался с начальством…
Как говорил товарищ Бендер — » Мы чужие на этом празднике жизни »
Ставим палатки, а через два часа приходит вездеход с нашим топливом. В наш палаточный лагерь вдруг пожаловал и сам гражданин руководитель. Но на этот раз уже с уговорами переселиться в пустующие домики «Кедр». Аргументов он приводил множество — это и вездесущие медведи, и теплота и уют помещений, и многое другое. Закончил вообще тривиально — а вдруг дождь.. Не знаем, что его подвигло на этот шаг, может совесть заела, а может еще раз вышестоящие начальство позвонило, кто его знает.
Гордо отказавшись, мы начинаем потрошить ящики с продуктами переданные нам вместе с топливом. Чай, сахар, печенье, хлеб… Ого-го-го живем, братцы! Сало, доширак, тушенка, газ.. Пузырь водки!
Кипит на газу чайник. Заваривается уже вторая порция доширака. Толстыми ломтями строгаем сало, открываем тушняк, хрустим свежим хлебом и печеньем… Куда там Лукуллу! Слабак он! Сегодня наш великий праздник живота…
Осоловелые от еды, расползаемся по палаткам, спать…
Пробег — 55 км Время в пути — 10 ч
День одиннадцатый.
Стаем как всегда ни свет ни заря. Плотно завтракаем, день предстоит тяжелый. Собираем лагерь. Как будто, дождавшись этого момента, начинает накрапывать дождь, который в один момент перерастает в ливень. Подъезжаем к гаражам, где стоит вездеход с топливом. Столпившись у бочки, словно негры в Гарлеме, начинаем заправку и перекачку в канистры. Дождь лупит будь здоров!
Со всех сторон голубое небо, лишь над Нулем зависла туча, щедро поливающая нас дождем.
Заправка окончена и снова в путь. Прихватив с собой тучу вместе с дождем, рвем тундру техникой.
Рвем первые метров двести, потом тундра начинает рвать нас…
И снова болото, кочка, кочка, болото. Прошедший ливень серьезно усложнил нам жизнь. Тундра мигом напиталась водой, раскисшие вездеходные колеи напоминают минное поле, один неверный шаг и все — сел.
Путешествующая с нами туча периодически дает о себе знать, окатывая нас ливнем. Видимо, чтобы не заскучали…
Помаленьку подбираемся к Гечмыткукуулю. Надо бы попытаться вывернуть к нашей переправе.
Гечмыткукууль 2-й, Ивовая, Болотная, Верткая … Понимая, что запутываемся в петлях этих рек , решаем, что проще будет один раз провести заплыв на глубокой вездеходной переправе, чем до бесконечности кувыркаться и пускать пузыри в этой сетке проток. Возвращаемся на вездеходную дорогу.
Спохватившись, туча опять напряглась и разродилась ливнем.
Последний рывок и мы на переправе. Туча злорадно притихла…
М-да… Размазанная, чавкающая грязью и глиной колея уперлась в развороченные кусты ивняка, растущие на обрывистом берегу. Так, по вездеходному спуску не пройдем, придется прорубать новый.
Задача номер один переправиться на остров. Первыми проходят квадры, потом UTV . Не особо глубоко, главное не буксовать — засосет…
На острове опять превращаемся в лесорубов, прорубаем и выламываем дорогу параллельно вездеходной.
Опять переправа. Квадры, с подвязанными под морду баллонами, переплывают первыми. С UTV сложнее — крутой спуск не дает им спустится с баллонами, приходиться обвязывать их в воде. Измазанные грязью и облепленные мошкой провожаем в плаванье измученный Теryx.
За ним поплыл наш доблестный утюг Rhino.
Время за переправой пролетело незаметно. Уже смеркается. В темпе сушимся. Проезжаем два километра до места нашей прошлой стоянки. Все на сегодня шабаш! Ставим палатки. Уставшие, до крайности — переправа всех в конец доконала, огородившись техникой и натянув над ней тент, ужинаем. Знакомая туча опять нудно принимается за свое…
Но это ничего, с нами верное средство для налаживания комфорта в любых условиях… Это водка.
Попадав как кегли в палатки, вырубаемся…
Пробег — 65 км Время в пути — 12 ч
День двенадцатый.
Подъем. Распогодилось. Солнечно и тепло. Сегодня рассчитываем дойти до Анадыря. Обильно завтракаем, силы нам пригодятся.
На ученые горьким опытом, сразу забираем по вездеходной колее влево, чтобы оставить так полюбившиеся нам Топкое болото в стороне. Дорога не ахти, но по сравнению с Топким это просто автобан.
Периодически застревая, полегоньку прем вперед. Вытаскивая Тeryx порвали трос на лебедки Rhino.
Из всех взятых тросов в более-менее приемлемом состоянии остался только один, остальные представляют собой клочья с гирляндой из узелков. Не тросы, а впрямь узелковые письма кипу, в которых любой из узелков любезно напоминает нам о том болоте или той топе где мы сидели…
Обойдя болото выскакиваем к газовой подстанции.
На этот раз закипает BrutеForse. Снимаем пластик, защиту, и продуваем его насосом. Время к обеду, решаем перекусить. Первый наш обед в дороге за двенадцать дней.
Продолжаем пробиваться к следующей газовой подстанции. Периодически, каждые 3-5 километров закипает Teryx.
Решили не поворачивать к Лысым увалам, а идти на прямую к сопке Дионисия по вездеходной дороге.
Погода начинает курвиться. Периодически натягивает тучи, которые обильно окатывают нас короткими ливнями.
Сыро, мокро, неуютно, но зато можно любоваться вот такими метеорологическими явлениями.
Подвывая от натуги техника, а с ней конечно и мы, продолжает рубиться сквозь кочку, болота и многочисленные ручьи.
Ну вот уже и до Дионисии не далече. Скоро, скоро дом…
Квадроциклисты на радостях начинают дурковать, прежде старательно объезжающие любое болотистое место, теперь намеренно врюхиваются в грязищу, задорно урча двигателями друг перед другом…
Ище один » титанический » рывок и мы у подножия сопки. Дорога!
Уже стемнело и похолодало, с тундровых озер натягивает туман…
Утепляемся и как говорится «даем коксу»… На перегонки устремляемся к городу!
Буквально взлетаем на сопку Останцово. Невдалеке мерцает огнями Анадырь…
Въезжаем в цивилизацию. Немного ошарашенные огнями ночного города, обилием людей и машин тихо попрощавшись разъезжаемся по гаражам. Все, путешествие окончено…
Есть такое свойство человеческой памяти — по прошедшие времени, как бы тяжело не было, вспоминается только хорошее.
Вот и заканчивая отчет подумалось. Понаписали мы здесь всякого, прямо героический эпос какой-то получился…
А вроде и дорога теперь кажется не такой уж сложной и не преодолимых трудностей то и не было, а мелкие дрязги вообще кажутся чепухой …
Зато память подсказывает намертво отпечатанную мозаику образов. Образы, которые до конца жизни останутся с нами… Это и великолепие озера Майниц, и суровая красота кряжа Кэнкэрен, и вкусная и до ломоты в зубах холодная вода реки Ныгчеквеем… Это и боль по утру в спине, и дрожащие к вечеру руки, и дружба помогающая преодолеть любые трудности…
И ощущение того что мы все таки смогли…
А для человека, особенно для мужчины, это, наверное, главное знать, что он сможет…
Маршрут