«Когда я буду писать роман о жизни на Луне, я помещу своих героев именно в такой кратер. Особенно мрачно озеро ночью, черные зубцы гор чернеют на лунном небе, половина впадины в тени и белесая полоса тумана закрывает все дно…»
Академик С. В. Обручев, зима 1934 года.

Озеро Эльгыгытгын.
Озеро Нетающего Льда. Пожалуй ни одно озеро на Чукотке ни окружено таким романтично-мистическим ореолом, как Эльгыгытгын. История озера буквально окутана тайнами и легендами. Это и предания о великих шаманах живущих когда- то на его берегах, и истории о гигантских рыбах, и слухи о чудовищах, обитающих в его глубинах… Здесь, среди сотен глухих долин окружающих озеро, писатель Олег Куваев искал своего гигантского медведя…
Сказать, что идея дойти на квадрах до озера, возникла давно, это не сказать ничего. Мы, буквально, жили с ней последние несколько лет.
Варианты маршрута рождались и умирали десятками.
Озеро звало и манило к себе все сильнее. В это лето его зов зазвучал особенно сильно. Он принес с собой запахи цветущей тундры, смолистый аромат кедрового стланика, шелест палаток на ветру, свежий вкус выловленного хариуса…
И наступил момент, когда вконец измученные сомнениями, мы вдруг решили — все! Хорош в ромашку играть. Доедем — не доедем, сможем — не сможем… Сможем! На что решимся, то и сможем!
Проложенная нами на карте линия маршрута — Эгвекинот, Певек, Эльгыгытгын, выглядела прямой и краткой, как фраза Цезаря — » Пришел, увидел, победил»….
Сборы в этот раз проходят под девизом – “В, принципе, и без этого обойдемся.” Задумчиво горбимся над кучей груза. Стараясь облегчить технику, снимаем лишнюю защиту, сидения с UTV. Проводим жесткую ревизию одежды и еды. Основной акцент загрузки – топливо. Все остальное — излишество.
Загружаем квадры — помимо заправки вяжем на каждый по 110 литров топлива, спальники, оружие, палатки. На UTV- 170 литров, сумки, баллоны для переправы, еду, масло на замену, запчасти, инструмент и всякую прочую мелочь.
Техника Yamaha Grizzly 700, Yamaha Rhino 700, Kawasaki BruteForse 750 уже давно стоит готовая к бою. Знакомые скептики, в этот раз, угрюмо молчат.

День 1-ый
Ну вот, наконец, свершилось. День отъезда. Настроение тревожно-приподнятое. Стоявшая неделю жара спала и пришла обычная для Чукотки погода. Пасмурно, временами моросит мелкий дождь. Успокаивая себя – “за то так технике легче идти будет”, выезжаем.
Переправляемся через Анадырский лиман.

Проезжаем военный городок Гудым. Закрытый в начале 2000 годов, сейчас, он выглядит так, как будто прямо в центре поселка рвануло пара авиабомб. А все, что уцелело, разворотило и покорежило взрывной волной. Командный пункт, расположенный внутри близлежащей сопки, давно пал в неравном бою с охотниками за металлом.

Спускаемся с сопки Пологая на реку Раскокуркина.

Где-то, перед перевалом горы Иоанна, встречаются два одиночества — Kawasaki и камень. Идет на пробив заднее колесо — два боковых пореза. Решаем, пока далеко не уехали везти назад, в населенный пункт, ремонтировать. Снятое колесо на Rhino везем в поселок Угольные Копи. Там его заделать не получается, приходится переправляться назад, в Анадырь. В городе бортируем на диск целую покрышку, благо есть запасные. Тащимся через лиман обратно… В общем, вся эта канитель заняла часов шесть. Но как говорится, нет худа без добра. В Анадыре, по ходу, договариваемся о передаче на угольщике запаски, в Эгвекинот.
Въезжаем в цветущую чашу Золотогорья. Продвигаемся по старым старательским дорогам, накрученных здесь со времен битвы за золото.

В десять вечера въезжаем в закрытый прииск Быстрый. Мда…
Просто антирекорд какой-то. Обычно этот отрезок пути у нас занимает часа три максимум. Явно выбиваемся из графика. Ладно, страшного в этом ничего нет, наверстаем.

Пробег- 70 км. Время в пути- 14 ч.

День 2-ой
Подъем, быстрые сборы и в 8.00 стартуем. Распогодилось — тепло и солнечно. Маршрут пока, что нам знакомый, не один раз пройденный, так что решаем сегодня выложиться по полной.

От прииска движемся по реке Быстрая, далее по ручью Горный. На реке Колби замечаем самого нетерпеливого мохнатого рыболова. Горбуша на нерест еще не подошла, но медведи уже цедят лапами воду.
Подымаемся на перевал между горами Прохорова и Отрадная.

С перевала спускаемся на заброшенный прииск Тихий. Вернее на то, что от него осталось. Прямо по курсу гора со своеобразным названием Капкан.

От прииска едем вниз вдоль одноименной речке, по старой и заросшей вездеходной дороге.

За три с половиной часа долетаем до реки Тнеквеем. У старой старательской бани, в районе еще одного заброшенного прииска Холодного, доливаемся. И снова вперед, уже по реке Скалистая.

Река Скалистая. Небольшой перекур с видом на Ушканий кряж.

Развилка Скалистой и ручья Звонкий.

Звонкий, как всегда, радует хорошей дорогой. Весело катим по твердым и ровным полкам, вдоль его русла. Через небольшой перевальчик перепрыгиваем на ручей Песочный, ну, а с него на реку Межгорная.

По ней быстро добираемся до слияния с рекой Тавайваам. Ну что поплыли…

Немного побултыхавшись, решаем – “да ну тебя в баню”- слишком глубоко. Выползаем вверх, на берег и прем дальше по тундре.

Съезжаем на ручей Горный.

Проходим его полностью, и подрезав по тундре, выскакиваем на реку Песчаная.

Песчаная. Вот не нравится эта речка, хоть тресни. С виду все прекрасно и благопристойно, ровное русло покрытое мелким галечником, вялое течение. На самом же деле река просто наполнена всевозможными западнями и подлянками. Зыбучий песок и глина вперемешку с небольшими камнями. Чуть буксанул, и все, сидишь… Плюс многочисленные и глубокие ямы, в самых неожиданных местах.
Выезжаем с Ушканьего кряжа.

Пройдя Песчаную до половины, становимся на ночлег.

Пробег- 139 км. Время в пути — 11ч. 30 мин.

День 3-ий
Утро радует хорошей погодой. Завтракаем, укладываемся, заправляемся… Выдвигаемся в 8:30.
Пару раз застряв, добираемся до развилки рек Песчаная и Мыргычгываам.

Переправившись через Мыргычгываам, становимся на вездеходную дорогу. Проложенная по местам старых оленеводческих кочевок, дорога заросла и практически не видна. Еле заметные вездеходные колеи ведут нас вдоль реки Канчалан по не высоким сухим холмам.
Холм Земляной.

Холм Мирный. Нам туда, за ту призрачную и невесомую гряду сопок на горизонте…

Теряя и вновь находя, постоянно пытающую исчезнуть, дорогу потихоньку ползем вперед.

В конце концов, дорога исчезает окончательно. Бугры заканчивается, дальше ползем по кочкакастой тундре. От тряски и жары у Grizzly через сапун бака, выведенный спереди на шноркеля, начинает выплевывать бензин.
Доходим до горы Кочковатая. Местность вокруг нее целиком и полностью соответствует ее названию. Кочка здесь просто зубодробительная.
Кое-как допрыгиваем до озера Каленайгытгын.

Разлетающийся из сапуна, веером на ветру, бензин уже достал окончательно. Останавливаемся, и развязав на квадре поклажу, скинув сидушку, отсоединяем выведенный сапун. Позже, кстати, это сыграет с нами одну злую шутку… А пока в темпе вяжем все обратно подгоняемые приближающимся ливнем.

Радуясь, что тучи протащило мимо, напрямую пилим тундру, в сторону нужной нам реки — Южный Тадлеоан.
Ну, вот наконец и он — Южный Тадлеоан. Река приятная во всех отношениях. Словами этого не передать, какая-то добрая она что ли. Идя по ней, испытываешь ощущение, что ничего плохого с тобой произойти здесь просто не может.

Немного поплавав, уровень воды в этот раз что-то уж очень большой, в 19:00 разбиваем лагерь.

Пробег — 109 км. Время в пути — 11ч.

День 4-ый
Встаем пораньше, быстро увязываемся и вперед. Вверх по Южному Тадлеоану. Сегодня в планах дойти до Эгвекинота.

Горы постепенно приближаются.

У горы Узкая выезжаем на найденную в прошлой поездке дорогу.

Вскоре и эта дорога, как и большинство дорог в тундре, бесследно пропадает. Ну, а мы вновь валим по реке. На снегу замечаем дикарей (дикий северный олень), спасающихся в этой природной морозилке, от комаров и оводов. Пугливые олени, не давая себя сфотографировать, испуганно уносятся прочь.

Впереди, над горами, клубится какое-то буйство стихий. Поблескивают молнии, слышаться раскаты грома. «Ну, ни хрена себе, самая настоящая гроза!» Для Чукотки это, вообще, сродни чуду.

Только успеваем задраиться в дождевики, как нас накрывает ливнем. Даже не ливнем, а потоком воды. Подгоняемые этим потоком, влетаем в предгорье и по появившийся из ниоткуда дороге несемся к перевалу Широкий.

У перевала дождь стихает. Фотаемся на фоне горы Туманное (1298 метров) и поднимаемся вверх по перевалу Широкий.

Эх, вот все бы перевалы были такие!

Шустро скатываемся вниз. Одно из обязательных для фото мест. Точка пересечения 180-го меридиана и Северного Полярного Круга. Место, где можно одновременно находится во вчерашнем и завтрашнем дне.

Примерно, через час полтора выбираемся к дороге Валунистый — Эгвекинот.

О красоте мест, по которым проходит эта дорога, можно говорить бесконечно, но лучше один раз увидеть…

Поселок энергетиков Озерный. До Эгвекинота осталось всего 13 км.

В 17.00 въезжаем в Эгвекинот. Берем у знакомых ключи от квартиры, обустраиваемся и по магазинам. Сегодня отдыхаем, а завтра предстоит день забот: закупка, заправка, укладка, проверка техники, в общем, все, что нужно перед дальней дорогой.

Пробег- 144 км. Время в пути- 9 ч.

 

День 5-ый.

Поселок Эгвекинот.
Существуют два варианта происхождения названия поселка: от чукотского Эрвыкынот — «острая твердая земля» или Эквыкынот — «высокая твердая земля».
Расположен он на берегу залива Креста Берингова моря. Поселок окружен сопками, вершины которых достигают 800 метров над уровнем моря. Общая площадь поселка составляет 100 гектаров.
Эту и подобную ей информацию запросто можно найти и в интернете.
Но, вот что Эгвекинот является самым симпатичным, уютным и комфортным поселком на Чукотке можно увидеть и ощутить, только побывав здесь. В отличие от многих населенных пунктов Чукотки, здесь постоянно что-то строят, облицовывают дома, бетонируют дороги… Дом культуры, краеведческий музей, Школа искусств, Дом спорта, горно-лыжная база, Чукотский Полярный техникум…
Количество различных магазинов зашкаливает. Практически в каждом подъезде. Цены, несмотря на более сложную доставку, практически такие же, как в Анадыре.

С утра выезжаем сделать обязательные при посещении поселка фотографии.
Памятный камень строителям Иультинской трассы.

И, конечно, Полярный Круг, проходящий в 17 км от поселка.

После этого скупаемся, заправляемся, обслуживаемся, собираемся, готовимся… Короче, вторая половина дня состоит целиком из одних глаголов. Завтра стартуем на Певек. Прогноз погоды неутешительный — дожди.

День 6-ой.

Встаем ни свет ни заря. Окончательно загружаемся и собираемся. В 7:30 вперед. На улице пасмурно, мелкий дождь.
Сразу стараемся набрать максимальную скорость, чтобы выскочить из облачности, висящей над мешком гор, окружающих Эгвекинот.

Проходим километров 40 и погоду не узнать

Надеваем маски и выбрав приемлемую дистанцию для движения — пылища просто «копец» какой-то, продолжаем гнать вперед. Дорога отличная.

С кратковременными остановками для фотографирования, к 12 часам дня доезжаем до прииска Валунистый (220 км). Запланированная остановка для дозаправки. Еще в Анадыре, через знакомых, договаривались о завозе на прииск бочки с топливом из Эгвекинота.
Проезжаем пугающий плакат » Осторожно работают БЕЛАЗЫ » и тормозимся у КПП. Через службу охраны вызываем ответственного за передачу топлива человека. Примерно полчаса уходит на согласование заезда на территорию прииска — все таки закрытый объект. Оставив на КПП оружие, ножи и спиртное, въезжаем.
Валунистый это не просто прииск, а еще и стационарный благоустроенный жилищный комплекс, плюс, обогатительная фабрика и электростанция.
Залив в освободившуюся тару, где-то, с пол бочки и опасливо пропуская деловито снующие БЕЛАЗы, выезжаем с прииска.
На развилке становимся на нужную нам дорогу и чешем дальше.

Эту важенку с теленком еле согнали с узкой дороги. Перла прямо посередине, как танк, не объедешь.

От Валунистого едем в нервном ожидании перепав через реки Глубокая и Голубая. Рассказы, подкрепленные фотографиями, о том, как на них сносит и переворачивает грузовики, мы слышали еще в Анадыре. Очередную порцию страшилок выслушали в Эгвекиноте. На Валунистом нам добавили еще одну порцию негатива. Большая вода, прошедшие дожди… А, хрен его знает, какая сейчас вода… Плывем потихоньку.
На переправе через Танюрер передовой квадр закрутило и понесло по течению на ямы. Уже практически перед встречей с бездной, на самом краю косы, получилось зацепиться передними колесами и вывернуться из жадных объятий реки. 🙂
Остальная техника, взяв выше по течению, сплавилась на другой берег без происшествий.

Пройдя очередную переправу, сообща прикидываем, вроде Голубую уже должны были пройти. Смотрим по GPS , точно, прошли. Когда? Не помним. Но, что-то не впечатлило…

Впечатления, однако, не заставили себя ждать. Дорога, вьющаяся между гор, постепенно втягивает нас в какую-то невероятную дождевую вакханалию.

Дождь, вернее ливень, да какой там ливень, потоп. В темпе натягиваем на себя дождевики. Да толку от того гортекса! Напяливаем сверху еще и резиновые плащи. В очках ехать не возможно – из-за льющийся воды не видно ни хрена. Без очков та же история — вода лупит по глазам.
Кое-как шкандыбаем вперед. Часа через два уже мокрые насквозь. Вода постепенно затекает внутрь через щели капюшонов. Ждем хоть какого-то просвета, что бы разбить лагерь.
Ну, наконец-то вот и он. Быстро ставим палатки, натягиваем тент, заправляемся. Наскоро перекусив ныряем в сухие спальники. Да… Хлебнули сегодня рыбьей хляби.

Пробег-347 км. Время в пути-11 ч. 30 мин.

День 7-ой.
С подъемом припозднились. В лом было выползать из палаток, под дождь. Но что делать, натягиваем на себя сырые шмотки, и собравшись, в 9. 00 валим дальше.
Долго ли коротко, добрались до Солдатского перевала. Дождь и туман такой, что дальше собственного носа не видно. Потихоньку карабкаемся вверх — перевал сильно размыт. И так же осторожно сползаем вниз.

Примерно половина пути до Певека пройдена. Дождь, зараза, все никак не угомонится.

Ф-у-у. Наконец-то. Похоже, проскочили дождевой фронт. Повеселевшие, шпарим дальше, пересекая невероятное количество ручьев, рек, проток и просто луж. Спустя время уже перестаем фото фиксировать эти многочисленные переправы, глубокие и мелкие, с порогами и без, с камнями и с галечными косами…

Бассейн реки Паляваам.

К вечеру поднимается сильный ветер. Долины вдоль реки Паляваам начинают походить на одну огромную аэродинамическую трубу. Холодно, неуютно, но зато ветер понемногу разрывает и уносит остатки туч.

Дорога становится все лучше и лучше. Вечереет. Надо бы становится на ночлег, но решаем еще немного поднажать. Поднажимаем. Неожиданно выскакиваем на развилку из трех дорог. Стоим как три богатыря на перепутье… Ну и по какой ехать? Да хрен его знает… По дороге, идущей на право, вдалеке, за мостом через Паляваам, виднеется непонятное скопление строительной техники и вагончиков. Подъезжаем, расспрашиваем, выясняем. Оказывается в лево уходит дорога на Билибино, ну, а мы движемся правильно, в сторону Комсомольского и Певека.
Проехав еще пару километров, на берегу реки, останавливаемся на ночлег. Похоже, что и пресловутую речку Глубокая тоже уже проскочили. Что ж это только радует. Готовим ужин и, пользуясь возможностью, сушим одежду и палатки. С надеждой на хорошую погоду засыпаем.

Пробег-285 км. Время в пути-10 ч. 40 мин.

День 8-ой.

Утром, наши надежды на хорошую погоды не оправдались. Развернувшийся за ночь ветер приволок всю эту, опостылевшую хмарь обратно. Поэтому, не разводя долгую канитель, в темпе укладываемся.
В 7:20 трогаемся.
По всем раскладам сегодня должны дойти до Певека.

Дождь не заставляет себя долго ждать. Небо затянуло окончательно, посыпала морось. Забираемся на довольно высокий и затяжной перевал.

Спускаемся и радостно видим вот такой дорожный знак. До Певека то осталось всего ничего!
Топим дальше, благо дорога все больше и больше становится похожа на автобан.

Такой переменчивой погоды, как у нас на Чукотке, наверное, нет нигде. Через 20 км от прииска Майский не видно и намека на дождь.
Прииск Комсомольский.

Разогнавшись, летим дальше. Настоящей проблемой на дороге, стали попытки обгона идущего с приисков транспорта. Двенадцати колесные фуры поднимают такое количество пыли, что не только смотреть, дышать невозможно. Правда, водители относятся с пониманием — пропускают, притормаживая и прижимаясь к обочине. Встречные, увидев нас, тоже скидывают скорость, стараясь пылить поменьше. Но пыли все равно до… Ну, до этого самого…
Один раз при обгоне очередного КАМАЗа чуть всей кавалькадой не впечатались во встречный Урал — вахтовку, который не увидели, а скорее услышали. Водитель Урала заметив нас с высоты, стал заранее истошно сигналить.
В 13:20 , так и подмывает сказать триумфально, въезжаем в Певек.
На автобусной остановке узнаем, где здесь гостиница. Находим ее, немного по плутав по улицам. Гостиница расположена всего в каких-то 20 метрах от моря.
Бухта Певек Чаунского залива Восточно-Сибирского моря.

Регистрируемся и устраиваемся в номерах. Номера, кстати сказать, вовсе не плохие. Особенно радует наличие в каждом номере душевой кабинки и туалета.
Узнаем где в городе шиномантаж — Kawasaki опять, блин, отличился. То же самое колесо.
Чиним колесо, шарим по продуктовым, стираемся. К вечеру помывшись горячей водой, блаженствуем в кроватях.

Пробег- 205 км. Время в пути- 5 ч.

День 9-ый.

Певек — самый северный город России.
Существуют две версии о происхождении названия города. Название города произошло от названия горы Пээкинэй, у подножия которой лежит город. По первой версии название переводится с чукотского, как » Пахучая гора «. Согласно древней легенде здесь когда-то произошла кровопролитная битва между чукчами и юкагирами. Запах мертвых тел навсегда остался в памяти людей и в названии сопки. Вторая версия, более прозаичная. Существует еще один вариант перевода с чукотского, как » Вздутая, или Толстая гора «.
На первые взгляд, не смотря на разноцветную окраску зданий, город поначалу показался каким-то серым и не ухоженным, что ли. Но походив по нему начинаешь замечать и понемногу отстраиваемые тротуары и дворы, новые здания, цветные банеры на фасадах. Конечно, здесь есть и разбитые пыльные дороги, и заброшенные полуразрушенные дома. Есть. Ну, так они и везде на Чукотке есть.

С утра едем на заправку и заливаем все имеющиеся емкости под жвак.
Дальше, первую половину дня проводим в беготне по магазинам. В плане продуктов Певек можно, с полным правом, назвать Городом Истекшего Срока Годности. Кроме консервов просрочено практически все. Ладно бы там, макароны или печенье. Хрен с ними, не страшно. Но колбаса, просроченная на полгода, это уже перебор…
Упаковавшись и подготовившись к отъезду, гуляем по городу.
Продолжаем культурную программу. Чаунский районный краеведческий музей.

Вечером долго не засиживаемся, завтра в дорогу. Ужинаем и спать.

День 10-ый.

Утро не радует. Опять дождь. В темпе собираемся и в 7:45 стартуем.
На выезде из города дождь плавно переходит в сильный дождь. Кое-как проходим 175 км до прииска Майский, а там нас с нетерпение ожидает уже ну очень сильный дождь.
Прокрутив серпантин перевала, скатываемся вниз. Внизу полное ощущение того, что разверзлись хляби небесные. Просто потоп.
Начинают появляться упаднические мысли — может стать лагерем. Но, прикинув, решаем — » а…, да все равно уже мокрые» и потихоньку прем вперед. Дохлюпав до развилки становимся на дорогу до Билибино.
Дорога, в отличие от погоды, с каждым километром становится все лучше. Подходим к перевалу Белый.
Нет, ну ни фига себе, такое посреди тундры. Это уже не дорого — трасса. Дорожные знаки, отбойники со светоотражателями. На перевале склоны гор укреплены металлическими сетками, стоят непонятные конструкции, наверное, снеговые экраны. Круто…
Дождь на время притих, позволив сделать пару снимков, единственных за весь день.

 

Как только мы расслабленно решили — » мол, все кончился влажный жребий», дождь зарядил с новой силой.
Делать нечего, катим дальше. Проходим еще один перевал Красный, за ним участок хорошей дороги заканчивается.
Добираемся до реки Мильгывеем. Широкая, блин… Да еще, наверное, глубокая… Начинаем переправу в привычном режиме, сплавляясь с косы на косу. Примерно на середине реки привычный режим был нарушен. Grizzly, вдруг, напрочь отказался грести против течения и его беспомощно буксующего и гудящего, развернуло и поволокло с брода на ямы. Ринувшеюся на помощь Rhino постигла та же участь. Но если Grizzly все же умудрился, извернувшись выскрестись на косу, то бедолагу Rhino медленно и верно тащило на встречу гибели. Ситуацию спас Kawasaki и длинный трос. Не будем долго расписывать операцию спасения, скажем только, что искупаться пришлось всем и не раз. Причина оказалась до банальности простой. Одновременно?! Развалились стыки соединений труб шноркелей на вариаторах Grizzly и Rhino.
Сливаем воду, кое-как соединяем шноркеля, клеить их будем уже на привале. И снова в путь.
Дойдя до Малого Чауна, решаем — хорош на сегодня купаний. Ставим палатки, пытаемся просушить на костре одежду, благо хоть дождь перестал. Ужинаем и валимся спать.

 

Пробег- 363 км. Время в пути- 12 ч.

День 11-ый.
Утро. Дождь. За время поездки это уже стало синонимом. Опять поливает, сволочь. Напялив сырую одежду, нахохлившись, сидим под тентом. Теплим в себе надежду, а вдруг прекратится. К двенадцати часам дня наша надежда начинает сбываться. Дождь переходит в морось. Ну, хоть что-то! По быстрому укладываемся и в 12:30 трогаем.

По расплывчатым данным знаем, что вдоль Малого Чауна должна идти дорога до озера. Правды данные настолько расплывчатые, что складывается впечатление, что все об этой дороге, что-то да слышали, но никто ее в глаза не видел. Данные полученные нами от разных людей спорят, противоречат и громоздятся друг на друга…
Поведясь на них и сверяя направление с навигатором, начинаем ретиво искать съезд на таинственную дорогу. Как говорится — кто ищет, тот всегда найдет. Даже не то, что нужно. Потыкавшись назад-вперед, в сопках обнаруживаем нечто отдаленно напоминающее дорогу. Это нечто довело нас до реки и неожиданно исчезло. Ну что делать едем по ней параллельно Малому Чауну.
Петляя между кустов, натыкаемся на крайне тупого медведя. Чешет, гад, перед нами по руслу, метров в 30-ти. Заметив, что мы ему явно не угрожаем, потихоньку начинает борзеть. Затаивается за кустами, подпуская нас поближе, рявкает, принимая угрожающие позы… Судя по всему возомнил себя бессмертным. С не охотой снаряжаю карабин, если не одумается, придется его в этом разубедить…
Все-таки одумался, выскочил на тундру и ушел в сопки.
Вскоре понимаем, что едем не туда, река все сильнее уводит нас влево.
Иронически порассуждав, что с этими дорогами вконец расслабились, легких путей нам подавай, буровим напрямую через сопку вправо к Малому Чауну.
Сопка, на вершине, встречает нас полем каменных щеток. Острые и тонкие зазубренные пластины угрожающе топорщатся вверх. Объезжаем их и крайне осторожно сползаем вниз. Закрутив по сопкам крюк в 32 км, подъезжаем к реке.
Ну и зачем нам дороги, когда здесь такая тундра?

 

Кстати, дорога все-таки объявилась. Хотя дорогой ее назвать трудно, так, несколько старых вездеходных следов.
Через 50 км натыкаемся на такой вот мини поселок с буровой. Люди отсутствуют.

 

Поднимаемся все выше и выше по Малому Чауну.

 

Упираемся в гряду гор. Постукивая защитой по камням, вползаем на перевал. Еще немного и… Вот оно озеро Эльгыгытгын…
Радостно вопим что-то непонятное. Дошли-и-и!

 

Спускаемся вниз по ручью, который впадает в озеро. Вылетаем на берег.
Да… Штиль. Прозрачная вода. Клубы тумана, висящие над озером, превращают горы на противоположной стороне в далекие острова. Загадочно и красиво.
«Оно просто обязано быть таким таинственным. Таинственным и красивым», — вдруг говорит Коля.

 

Полюбовавшись, запрыгиваем в седла — нам еще ехать до избы на другой стороне озера. Километров через 30-ть дорогу нам преграждает берущая начало из озера река Энмываам. При ее форсировании произошла опять та же история со шноркелями на Ямахах. Сначала залило и упаковало Grizzly. Вытащила Rhino. Потом села Rhino вытащил Grizzly. Так тягая друг друга, и перебрались на другой берег. Kawasaki, переплывший первый, все это время занимался ехидными комментариями и видео съемкой.
Но вот, наконец-то, под крышей. Протапливаем избу, сушимся, ужинаем и на боковую.

Пробег- 115 км. Время в пути- 9 ч. 30 мин.

День 12-ый.
На следующей день озеро, как и положено радушной хозяйке, встретило нас солнцем и теплом. Впечатление от приема немного портил сильный ветер, но это так, ерунда.
Окончательно обустроившись в избе, выдвигаемся на рыбалку.

 

 

 

Периодически забрасывая спиннинги, рыба не клюет, гуляем по береговой полосе.
На одном из забросов попалась небольшая боганидская палия. Больше ничего не поймали, ну да мы не жадные, и одной хватит.

 

Идем обратно к избе.

Вот, такое вот импортозамещение. Куда там норвежской семге…

Сегодня на обед у нас уха и жареная рыба. Обед проходит на веранде, в теплой и дружественной обстановке.

 

Вечером все никак не можем угомониться. Обсуждаем планы на завтра. Их у нас громадье. Надо обслужить технику, подняться на близлежащую гору, чтобы снять панораму озера, вплотную заняться поимкой трофейной палии… Да много еще чего… Собираемся стоять на озере еще всего два дня, так что надо торопиться.

 

 

День 13-ый.

Утром становится понятно, что придется отменять и восхождение и съемки панорамы. Поднявшийся за ночь ветер шустро наволок серые хлопья туч. Дождя пока нет, но надо торопиться.
Найдя два длинных бруса, сооружаем импровизируемую яму. Начинаем обслуживать технику. Меняем масло по кругу, шприцуемся, моем фильтра. На Ямахах разбираем вариаторы – посмотреть, что там после купаний. У Grizzly порядок, а вот у Rhino , походу, выбросило всю смазку. Снимаем ведущий. Ну что, так и есть, смазки практически нет, а та что осталось, превратилась в какую-то не совсем понятную субстанцию, наподобие пластилина. Разбираем, моем, мажем, собираем, ставим. Процедура до боли знакомая и много времени не занимает.
Теперь очередь шноркелей. Смотрим. Блин, здесь вообще полный копец. От тряски расклеилось и развалилось все, что только можно. На Rhino шноркели вентиляции вариатора еще к тому же, практически протерло о двигатель, а от температуры еще и сплющило. Разбираем, латаем и проклеиваем все, что только можно эпоксидкой, собираем и ставим обратно это Лего. Утилизируем отработку. С техникой, вроде все.
Как только закончили, опять зарядил дождь. Усилившийся ветер гоняет по озеру большие волны. Что ж с рыбалкой тоже облом.
Остаток дня проводим, валяясь с книжками на кроватях. Прямо изба-читальня какая-то.

День 14-ый.
За ночь никаких изменений в погоде не произошло. С тоской, пялимся в мокрое окно.

 

К обеду ветер немного поутих. Появилась возможность смотаться хотя бы на рыбалку. Забравшись вдвоем на один квадр, приходится экономить горючее, переплываем Энмываам.
Доезжаем до ближайших, впадающих в озеро ручьев, по левой стороне. Пробуем ловить. Чегой-то не клюет. Перепробовав кучу блесен и воблеров, наконец, натыкаемся на нужную блесну. Это медного цвета звуковая колебалка. Не понятно чем она так приглянулась рыбе, но практически вся палия (9 шт) была поймана именно на нее. Пока, при очередном забросе, нечто большое не оставило ее себе на память, обрезав одним рывком шнур на 40 кг.

 

Всю пойманную рыбу выпускаем, оставив себе парочку палий помельче на пропитание.

 

По возвращении в избу остаток дня проводим в сборах. Завтра начинается наш путь обратно, домой.

Пробег — 12 км. Время в пути — 1 ч.

День 15-ый.
Утро. Туман, пасмурно, осадки. Обычная для нашего путешествия картина. Напяливаем дождевики и в путь. В 7:45 начинается наша дорога к дому.

 

Перевалив через перевал, замечаем, что погода мало по малу улучшается. Ну, надо же! Идем вдоль Малого Чауна.

 

 

Перерыв на обед.

 

После ремонта все броды проходим без неожиданностей.

Поднимаемся в горы и проходим два перевала, называемые в народе Красный и Белый. Погода в этот раз нам благоволит, так что снимаем с высоты на видео панорамы и фотаем, фотаем, фотаем…

 

 

 

Жмем дальше. С ходу пролетаем развилку Билибино – Певек — Эгвекинот. Ай да мы! Ни фига себе, вот это опережение графика! Долетаем до места запланированной стоянки. Время-то еще детское, начало шестого. Сообща прикидываем, да что там, подумаешь каких-то двести км с хвостиком — за то сегодня ночуем в Певеке.
На подъезде к Комсомольскому, с сопки, замечаем собирающуюся выезжать с прииска колонну грузовиков. Только бы успеть! Не то опять придется пыль глотать. Жмем на полном. Не успели…
Долбанная пыль. Вокруг и везде пыль, пыль, пыль. Жуем и глотаем ее мешками. Пока обогнали колонну, стали чумазые как черти.
Потом, почти уже перед Певеком, еще долго скрипели зубами от злобы и пыли пытаясь обогнать еще один через чур шустрый КАМАЗ с прицепом. Наконец и его сделали. На подъеме. Как стоячего.
Стемнело. Уже на автомате прем вперед. В голове бултыхается серая каша усталости. Ну, где же ты Певек?!
В 22:00 тормозим у гостиницы. Долго выбиваем из себя пылищу. В гостинице нас встречают уже как родных. Усталые расползаемся по своим номерам. Наконец-то отдых.

 

 

Пробег-439 км. Время в пути- 14 ч.

День 16-ый.
Утро. Не охота вылазить из кроватей. Лень. В конце концов, имеем право и отдохнуть. Перед нашим приездом в Певеке дали отопление, так что из номера вообще выползать не охота. Но все хорошее когда-нибудь да кончается. Дел еще до хрена, завтра в дорогу.
На Grizzly оторвало задний багажник. Обычная, впрочем, для этой техники история. И какой японский умник придумал такой толщины металл на багажник пускать? Еще бы из фольги делали бы!
Находим сварного и пока один занимается починкой, другие носятся по магазинам. Кстати, большое спасибо хозяину шиномантажа и по совместительству сварщику Виктору. Отнесся с пониманием и все сделал быстро и качественно. И не дорого.
Для пущей надежности дополнительно притягиваем злополучный багажник к подножкам квадра багажными ремнями.
Чешем на заправку. Хотя на Валунистом нас и ждет оставшееся топливо, заливаемся по полной. Мало ли что. Может, придется броды искать. По слухам, вода в реках прибыла. И прибыла не слабо.
Вечером долгих посиделок не устраиваем. Ужинаем и спать.

День 17-ый.
Да, что там такое происходит в небесной канцелярии?! Опять дождь!
Плюс сильный ветер и холодина. Пакуемся и в 8:00 выдвигаемся.

Вот это ветерок! Квадры буквально сдувает с дороги. Проехав километров 70, останавливаемся и спешно напяливаем на себя всю имеющуюся теплую одежду. Ну и дубак!
И снова дождь, морось, морось, дождь…

Чем дальше мы удаляемся от Певека, тем стремительней улучшается погода. Сильный ветер наконец-то разрывает эту серую мешанину туч. Холодно, но зато без доставшего уже дождя.

Вода в реках действительно прибыла. Несколько раз пришлось выскакивать на тундру и искать новые места для переправы. На одной из многочисленных речек идущий впереди Grizzly, соскочив с брода, вдруг как-то необычно быстро встал на плав, и пулей полетел вниз по течению бултыхаясь как поплавок. Двигавшаяся следом за ним техника, испуганно ринувшаяся вперед, объезжая опасное место, нагнало такую волну, что бедолагу Grizzly чуть не перевернув, накрыло водой почти с головой. Героически сражаясь с течением, квадр сумел таки зацепиться, выскочив передними колесами на берег. Так он и висел, газуя, не давая реке стащить себя вниз. Ну, а дальше вытащить его было уже делом техники…
Вдоль дороги стали попадаться толпами шляющиеся олени. На нас внимания практически не обращают — что-то копытят. Скорей всего грибы, их любимое лакомство.

Мало-помалу прем вперед. Пока погода позволяет, надо пройти как можно больше. Останавливаемся только для дозаправки и фотографирования.

Вечереет.Надо бы тормозится на ночлег. Но в палатках сегодня ночевать не тянет. Решаем, все-таки добраться до балков, расположенных перед Солдатским перевалом. До них совсем немного осталось.
В 21:00 мы у цели. Балки нормальные, не засранные. Один минус — нет печки, но зато нет нужды, с палатками канителится. Да и с карабином в обнимку спать надоело — не высыпаюсь.

Пробег- 438 км. Время в пути- 13 ч.

День 18-ый.
Утро ничем новым не удивило. Пасмурно и холодно. Для начала августа даже слишком холодно. Наскоро перекусив и увязав технику, в 8:30 выдвигаемся.

Приближаемся к Солдатскому перевалу. Залазим наверх. Ветер, кажется, до костей пробирает. Похоже, здесь зима уже наступила, в самой верхней точке пошел снег.

Осторожно и не спеша сползаем вниз по перевалу. Похоже на то, что перевал недавно ровняли и подсыпали. Так и есть. У подножия натыкаемся на дорожную технику и передвижные домики ЧДРСУ.
За перевалом словно попадаем из зимы в лето. Начинает быстро теплеть, вылезает уже давно позабытое солнце. Повеселев, радостно гудим дальше.

Август. На Чукотке пора сбора урожая.

45-й между прочим 🙂

Танюрер. На удивление, переправа через него прошла без уже обычной нервотрепки. Мягко подхватив, течение плавно и аккуратно перенесло нас на другую сторону.

И снова реки…

И снова горы…

Виды вокруг обалденные. По-хорошему, тут надо каждые полчаса для съемок останавливаться. Но такое мы себе позволить, конечно же, не можем. Быстрое фото и по седлам.

Приближаемся к прииску Валунистый. По дороге начинают попадаться караваны контейнеровозов идущих на Певек и различные прииски.
Народ явно тревожный. Всех интересуют состояние дороги, уровень воды… Услышав от нас о довольно большой воде и размытой дождями дороге, мрачнеют. Но узнав о дорожниках, которые бьют дорогу им нам встречу, сразу веселеют и радостно попрощавшись, шуруют дальше.
Место разработок прииска Валунистый. Издалека выглядит, прям, как цитадель гномов.

Въезжаем на прииск. Здесь нас знают и помнят. Оставив на вахте все стреляющие, коле — режущие предметы, а также огненную воду, спешим к заветному бочонку. Наскоро заправившись и разлив остатки по канистрам, выезжаем с ГСМ. Съежившись у обочины, долго стоим, пропуская БЕЛАЗы нагруженные глыбами породы размером с квадр. Опасливо озираясь, на летящие из кузовов куски поменьше, нервно шутим о возможности отбить поездку, подобрав парочку таких каменюк.

Наконец, выехав с Валунистого и спустившись с очередного перевала, становимся на прямую до Эгвекинота.

Поднимая клубы пыли, резво прем дальше. До Эгвекинота осталось где-то 220 км. Понемногу темнеет. Приходится сбрасывать скорость. На одной из коротких остановок шедший сзади Коля, испуганно орет – «Сзади КАМАЗы!» И точно, на серпантине, мелькают далекие отблески фар. Догоняют гады!:) Быстро по коням! Если они обгонят, нам конец — задохнемся от пыли. На этом участке трассы пылища особенно удушливо-въедливая.
Одуревшие и уставшие от почти 80-ти километровой гонки в ночи, в 23:00 сходу залетаем в Эгвекинот. Будим знакомых и взяв ключи от квартиры, выгружаемся, бежим по ночным магазинам. Наскоро ужинаем и отрубаемся. С Певека до Эгвекинота за два дня. Это круто.

Пробег- 399 км. Время в пути- 14 ч. 30 мин.

Дни 19 и 20-ый.
Два дня стоим в Эгвекиноте.
Первый день посветили обслуживанию техники перед финишным рывком и культурной программе — посещение краеведческого музея.
Музей не работал, но договорившись, через знакомых, с руководством, мы туда попали.

Пегтыльмейские петроглифы.

Несколько удивили озвученные музейные расценки. Любое фото, сделанное в музее, стоит 300 рублей. Нет, с нас деньги не брали, но все это как-то странно… Хотя, не так уж часто мы по музеям ходим, может это повсеместная практика.
Кстати, в Певекском музее, на наш вопрос о том, можно ли сфотографировать, ответили – «Не только можно, но и нужно». Денежный же вопрос вообще не поднимался. А на наше замечание о небольшом размере экспозиции посвященной Куваеву, девушки-экскурсоводы, посетовав о нехватке помещений, запросто предложили нам посетить музейные архивы. Разумеется, бесплатно.
Загадочные люди-мухоморы.

Немного фото поселка и окрестностей.

Второй день был полностью посвящен закупке продовольствия, заправке топливом, укладке, увязке и прочим необходимым действиям перед трудной дорогой.
Вечером со щемящей тоской просматриваем различные сайты прогноза погоды. На ближайшие сутки обложной дождь. Ну что тут скажешь. Опять везет.

День 21-ый.
Утро. И снова дождь. Этак у нас скоро жабры отрастут. Грузимся, запаковываемся в дождевики и в 9:00 выезжаем.
До новой встречи, Эгвекинот! Прощальный снимок.

Дождь периодически сменяется моросью и наоборот. Часа через три нас уже хоть выжимай, мокрые насквозь. Не помогает ничего, дождь, кажется, сыпет отовсюду — сверху, сбоку и даже с низу.
Добрались до Южного Тадлеоана. Заправляемся.

Во время заправки замечаем непонятное движение в высоких кустах на другом берегу реки. Что- то шевелится, а что не понять. Минуту спустя появляются рога, а потом выходит и сам их обладатель. Нас совсем не боится, даже наоборот, всем видом старается показать насколько он сильный и агрессивный.

Спускаемся дальше, вниз по реке. Вернее сказать плывем, настолько высоко поднялся уровень воды в реке.
Дождь долбит все сильнее и сильнее. Пройдя Тадлеоан, буровим напрямую через болото, до балка у озера Каленайгытгын. Прикинув все за и против, решаем остановиться на ночлег. Хотя на часах всего 17:00, такую возможность просушиться упускать нельзя.

Протапливаем балок и пытаемся просушиться. Пользуясь перерывом между дождем и моросью, заправляемся. Вечером, поднявшийся ветер начинает постепенно сдвигать эту чертову хмарь на Эгвекинот.

Пробег- 175 км. Время в пути- 8 ч

День 22-ой.
Утро, наконец, порадовало отсутствием дождя. Пасмурно и ветрено, зато сухо. Ну, хоть так. Наскоряк побросав сумки в кузов, в 8:00 бодро прем вперед.
На ура проходим » кочкастый беспредел » у сопки Кочкастая и став на свою колею, на вполне приличной для тундры скорости, валим дальше.

Морошка. Поневоле остановишься.

50 км до реки Песчаная пролетели, можно сказать на одном дыхании. Окрыленные, сразу начинаем строить планы, что так и до Быстрого сегодня сможем добраться. Главное темп не сбрасывать, жмем на полной.
Разогнавшись, несемся вверх по Песчаной. Воды прилично, но, да фигли эта речка, после всех тех десятков рек прошитых нами насквозь за последнее время!
Перед очередным бродом, мелькает мысль – «Может, стоит обойти по тундре». Да ладно… Чтоб мы да не смогли…
Медленно прощупывая дно, ползем вперед. В мутной после дождей воде не видно ни хрена. Вдруг замечаю, вот черт, уже плыву. Забравшись с ногами на сидушку, и покачиваясь на волнах, плавно веду Grizzly к берегу. Вроде доплыл, теперь главное на него забираться, угол подъема пугающе крутоват. Вот зараза! Буксанув колесами на подъеме, квадр, зарывшись в песок, начинает сползать на глубину. Не давая ему погрузится дальше, пытаюсь подработать колесами. Каково хрена! Колеса не крутятся! Все, тону…
Мелькает мысль об отсоединенном сапуне бака, и словно услышав ее, двигатель начинает троить и глохнуть. Глушу. Приплыли…
Хитрые Rhino и Kawasaki взяв поправку в движении, переправились более менее сносно. Разматываем троса. С трудом, двойной тягой, волоком вытаскиваем Grizzly на берег.

На первый взгляд — полная жопа. Камни и песок забило, куда только можно. Двигатель тот, так просто, выглядывает из песка. Набившимися камнями покорежило и порвало защиту тормозных дисков на задних колесах. Блоки тормозов выглядят так, будто по ним кувалдой долбили, срезало пыльник на правом задним приводе. После шлифовки песком у колесных дисков такой вид… Нормальными словами не передашь.
Вода в двигателе, в баке.

Реанимация квадра растянулась до вечера. Ставим палатки здесь же. Тихо и пришибленно сидим под тентом. Моросит мелкий дождь. Что тут скажешь… Виноваты сами. Нарушили собственное же правило — чем ближе к дому, тем медленней и осторожней.

Пробег- 60 км. Время в пути- 3 ч. 30 мин.

День 23-ий.
Утром уже никто никуда не спешит. Основательно собираемся, завтракаем. Настроение немножко тревожное, эмульсия в двигателе и, замотанный армированным скотчем, пыльник оптимизма не добавляют.
В 8:30, подгоняемые мелким дождиком, выезжаем. Периодически останавливаясь, проверяем масло в Grizzly. Километров через 30-ть эмульсия исчезает. Выпарил, красавчик. Доливаем масло и добавляем оборотов, тем более, что порванный пыльник пока ведет себя примерно.
В хорошем темпе доходим до реки Тавайваам.

Попробовали было идти по реке, но поднявшаяся вода выталкивает нас на берег.

Реки Скалистая и Межгорная, а также ручьи Звонкий и Песочный проскакиваем, кажется, даже не заметив. Дойдя до реки Тнеквеем, заправляемся. Погода на удивление, стремительно улучшается.

Без приключений и неожиданностей проходим прииск Тихий. Весело катим вниз по перевалу сопки Отрадная.

Еще немного и в 18:00 въезжаем на Быстрый. Делать ночевку в каких-то 70-ти километров от дома, желания ни у кого нет. Налаживаем связь с городом, и пока родные и близкие договариваются с баржей, заправляемся. Добро получено, к 22:00 нас будут ждать на причале. Все веселы и довольны. Скоро будем дома.

Выезжаем из Золотогорного хребта. На горизонте сопка Приметная.

К назначенному времени влетаем на причал. Там нас уже ждут. Грузимся на баржу и отходим.
Молча смотрим на мерцающий огнями Анадырь. Да и о чем говорить в такой момент. У каждого из нас в голове, нескончаемым калейдоскопом крутятся пройденные километры пути. Дороги, переправы, горы, реки… Мыслями мы все еще где-то там — лезем на Солдатский перевал, радостно вопим на берегу озера Эльгыгытгын, матерясь сквозь зубы, надрываясь тащим квадры из цепких объятий реки Песчаная…
Наверно поэтому, немного ошарашенные, но счастливые, мы молча продолжаем смотреть на приближающийся Дом…

Уже дома, засев за отчет, просматривая фото и видеоматериалы, долго думали, как озаглавить наше путешествие. И неожиданно, мне вспомнилась такая история.
Когда-то давно, бывший одноклассник пригласил меня в гости к своим родителям, в оленеводческую бригаду, пострелять волков.
Охота на волка плавно перетекла в охоту на медведя. Весна явно задерживалась, так что торопиться особо было не куда.
Но вдруг, весна жахнула так, что даже старики в бригаде ахнули. В один миг раскисли подтаявшие заструги, набухли под снегом водой реки, потянули гогоча гусиные стаи.
Срочно увязывая нарты, я судорожно прокручивал в голове предстоящую дорогу. «- Так, в принципе, до Белой долечу без особых проблем, а там главное до Утесиков доползти. Блин, еще эта нарта, чертов плуг, придется в поселке у знакомых скинуть, канистры на снегоход увяжу… Интересно будет ли держать зимник? А ведь еще эти вечные Красненские наледи… Ладно, до Амочи, как-нибудь, доскребусь, а там дальше на тундру выскочу…»
Таким, разобранным и запугивающем самого себя, меня и застал подошедший дед Кеутегин.
— Собрался, Серенька? Как поедешь-то?
— Да, сначала до Онриноки, оттуда до Белой, после зимником до Краснено, ну и на Анадырь.
— О, далеко кочевать будешь, сейчас весна, внимательней смотри, много интересного увидишь.
— Да ты что дед, какое там к чертям собачьим интересное, шары в кучу и вперед, до упора!
Старик от досады аж подпрыгнул.
— Вот вы, русские, все такие, все торопитесь, все быстрей, быстрей. Ничего вокруг себя не замечаете. А В ДОРОГЕ НАДО ЖИТЬ!
Честно говоря, не понял я тогда деда. Подумал — дуркует старый. Уже потом, с возрастом, пришло осознание того, что прав, прав был тогда дед.
Истинный смысл любого путешествия — не нестись сломя голову перемещаясь из одной точки в другую, а проживать его, пропуская через себя каждый час, каждую минуту. Ведь любой путь, любая дорога по своей сути сродни жизни. А в прочем, это и есть сама жизнь… Длинная она или короткая, удачливая и не очень, интересная или скучная, с ухабами или без… Дорога… Жизнь… Кочевье… Большое кочевье…

Итог — 23 дня, 3700 км