Маршрут Анадырь-Эгвекинот… Дорог нет… Людей нет… Цивилизации по пути ни какой… Только тундра, горы, реки, озера… Золотогорный хребет, Ушканий кряж, реки: Ваамчергыргын, Тадлеоан, Ергывеем, горы: Катастрофная, Туманная, Недоступная… Почему-то такие географические названия обладают поразительной притягательностью и заставляют тебя забыть обо всем, бросить все, и рвануть туда — в тундру …
Идея этого путешествия возникла давно, но постоянно откладывалась ввиду различных, объективных и не очень, причин. Но наконец-то это произошло… Выезд запланировали на середину августа, наиболее благоприятное для путешествий по Чукотке время — комар и мошка уже проходят, пока еще тепло и дожди в это время не такие затяжные. Изначально команда должна была состоять из четырех ATV и двух UTV. Но по ходу сборов команда уменьшилась на два квадра — объективные причины , будь они не ладны! Итак из техники осталось- Yamaha Grizzli -2 шт., Yamaha Rhino- 1 шт., Kawasaki Teryx -1 шт. Из людей четыре водителя , один пассажир, вернее пассажирка. Топливо постарались взять по максимуму, до Эгвекинота найти его будет негде — на каждый квадр , помимо заправки, загрузили по 85 литров, на Rhino -145, на Teryx- 160. Палатки, одежда, оружие, еда на две недели — многовато получается… Ладно, автономка как ни как…
Наконец-то отъезд. Погода отличная. Так как начало пути частично проходит по дорогам, обычным и условным, решаем сегодня пройти максимальное расстояние до первой ночевки.
Переправляемся на барже через Анадырский лиман.
Проехали заброшенные военные городки: Гудым, Второй.
Начинаются условные дороги. Гора Пологая. Спуск к реке Раскокуркина
И снова — Здравствуй, Золотогорье!
Закрытый прииск Быстрый (70 км) Перекусили, дозаправились
Отсюда идем на другой закрытый прииск — Тихий.
Тихий проскочили, забыв даже толком сфотографировать для отчета. Впрочем ничего интересного — разбитые сараи , да болотина с гвоздями.
Река Тнеквеем. Старая баня геологов.
Поднимаемся по реке Скалистая. На развилке Скалистой и ручья Звонкий первая ночевка. К вечеру похолодало. Конкретно похолодало. Время в пути — 12 часов
Подъем и вперед вверх по Скалистой. Погода улучшилась — солнечно. В плане максимум дойти до Правого Ваамчергыргена, минимум до озера Горное. Река Скалистая оправдывает свое название — сплошные камни. На тундре, вдоль реки, тоже не лучше — болото со скальником.
Подъем на перевал горы Катастрофной.
Нам туда, за тот перевал… Задолбал этот скальник…
Сползаем с перевала и залазим на очередную сопку
Выходим на реку Валунная. Еще один перевал и озеро Горное.
Река Валунная
Ну, вот и оно… Озеро Горное
Здесь мы чего-то намудрили… Вместо того чтобы обойти гору справа и выйти верховье нужной нам речки, мы поперлись слева вдоль озера. 4 километра ехали 1,5 часа… Каменюки с колесо, справа горный прижим, слева озеро-обрыв и глубина.
Вообщем часа полтора мостили дорогу камнями, и гнули защиту… Не до фотографирования.
Остатки самолета. В этих местах, если не ошиблись, потерпел крушение в 1946 г. Ли-2. Оба пилота погибли, захоронены геологом, проводящим разведку района, где-то здесь. Двигатель звездаобразный, поршневой и вроде похож на АШ-62, но маркировки на английском. Может какой другой…
Снова тундра, снова кочка. Исправляя свою ошибку, ползем с сопки на сопку к нужной нам реке. Вон у того озера будем ночевать. Разбили лагерь, начинаем подводить неутешительные итоги… М-да… На 60 км сегодняшнего пробега спалили по баку. Если так дело дальше пойдет, то топливо может и не хватить. Так как точный километраж и сложность дальнейшего пути неизвестны. Решаем идти до точки не возврата. А дальше посмотрим… Настроение немного скрасила бутылка Lagavulin. Время в пути – 11 часов.
Утром собираемся и в путь.
Вдоволь напрыгавшись на кочке и накувыркавшись в болоте, сползаем на реку.
Наконец-то Правый Ваамчергырген. Едем дальше.
Выехали на Ваамчергырген. Речка отличная — длинные косы, не особо глубокая. То что надо! Погнали! По дороге попался медведь, но сфотографировать себя не дал — быстро свинтил в тундру.
Дошли до слияния реки Ваамчергырген с рекой Бурная, и окрыленные хорошей дорогой, решаем — черт с ним, с топливом , едем дальше! Должно хватить! В крайнем случае, если «обсохним», отправим пару UTV, слив им оставшиеся топливо, в Эгвекинот за горючем, а квадры подождут в тундре.
Перекусили и вперед — вверх по Бурной. Река поначалу к езде располагала. Не глубокая, мелкий галечник, широкие косы. Но постепенно берега ужались, так что река стала напоминать каньон, появились камни и глубина. На одной из переправ садится в песке Rhino, и конкретно, залив вариатор, а за ним и Teryx . Вытаскиваем их по одному двумя квадрами. Сушимся и фотографируем птичек. Вылазим с реки на берег и прем дальше. Немного не дойдя до реки Напорная становимся лагерем. Затраченное время – 11 часов.
Утро. Теплынь. Как будто не на Чукотке… Оказалось что до Напорной не дошли метров 100. При переправе в устье Напорной опять заливает вариатор на Rhino.
Речка тоже не подарок , узкое русло сжатое высокими берегами, забитое камнями. Пройдя ее до середины, выскакиваем на тундру
Где то там река Южный Тадлеоан. Нам туда. Прем по тундре. Жара.
Черт, да где же эта речка!
Вот и она ! Южный Тадлеоан.
Небольшой перекус и в путь. Речка не плохая, но глубоковата. На плав пока не вставали, но уровень близок к критическому.
По дороге попадаются небольшие отколы северного оленя.
Выезжаем с реки на тундру. Тундра твердая как бетон. Находим старую вездеходную дорогу.
Горы все ближе и ближе.
Чем ближе к горам, тем холоднее. К вечеру поднимается ветер. Начинаем утепляться.
Вот-вот должен показаться перевал Широкий. Немного покрутившись в предгорьях мы находим его, а также накатанные машинами следы. Чувствуем и радость и разочарование от приближения цивилизации. Поднялись на перевал. Что-то реально холодает. Утепляемся сильнее. Спускаемся. Дорога отличная, хоть боком катись. Вечереет, вроде надо становится на ночлег, но решаем проехать подальше. Замечаем впереди нечто похожее на балок, подъезжаем ближе и выскакиваем на трассу Валунистый-Эгвекинот. Неожиданно, блин!
Созваниваемся со знакомыми в Эгвекиноте. Договариваемся на счет гостиницы и снова в путь. Уже по дороге. Дорога Валунистый-Эгвекинот это что-то! Проложенная в горах, стиснутая и окруженная мрачными остроконечными пиками, останцами, в темноте произвела, реально, сильное впечатление…
65 км и мы на въезде в Эгвекинот, где нас уже встречают и провожают до гостиницы.
Удивили и порадовали местные ДПС- ники — проводили до гостиницы, поинтересовались как доехали, все ли в порядке, успокоили что технику можно без опаски на улице оставлять и все — поехали себе дальше… Время в пути-14 часов.
Утром с гостиницы переселились вот в такие коттеджи. Запланировали отдохнуть пару дней и обратно домой. Немного фото поселка
Первый день не делали ничего. На второй немного прокатились по Иультинской трассе. Пылища!
Ну и конечно обязательное фото
Ну, выезжаем! До встречи Эгвекинот ! Надо постараться проскочить до дождя реки Тадлеоан и Канчалан. Едем по трассе Эгвекинот — Валунистый.
На перевале Широкий ломается багажник на одном их квадров. Странно — вообще на ровном месте… Лопнул металл под болтами у сидения. Притягиваем его через подножки багажными ремнями, разливаем топливо из канистр и едем дальше.
Спускаясь по Южному Тадлеоану выезжаем на вездеходную дорогу которая забирает вправо через горы и спускается на реку Ергывеем . Едем по ней.
Попытаемся пройти вдоль реки до слияния трех рек Ергывеема, Тадлеоана, Канчалана.
Изначально планировали к вечеру дойти до слияния, но видя, что не укладываемся, решаем поднажать. Дорога, уведя нас прилично вправо, неожиданно закончилась на берегу озера, у двух разбитых балков.
Ругаясь, типа – «что мы по ней поперлись», начинаем резать влево, через болотистую пойму речки, заросшую кустарником. Устали так, что даже не стали фотографировать медведя, долго стоявшего на задних лапах метров в пятидесяти от проезжающих мимо него квадров.
Так и не доехав до слияния рек останавливаемся на ночлег. Потихоньку начинаем моросить дождь….Время в пути — 12 часов.
Утро порадовало солнечной погодой. Быстро собираемся и в путь. Продолжаем пробиваться к слиянию рек. Вчерашняя езда по дороге обошлась нам в лишних 50 км по кочкастой тундре.
Старый оленеводческий кораль
Наконец то вышли к слиянию. Дальше двигаемся вдоль реки Канчалан по тундре
Попробовали ехать по речке, с косы на косу, но чуть не утопили квадры — сильное течение и слишком глубоко.
Трясемся дальше… Кочка по колено и болотина изрезанная ручьями и озерами
Отрывает багажник на втором квадре. Да е мое! Разливаем бензин из канистр по бакам, и облегчив багажник, притягиваем его также, как на первом квадре.
Едем дальше. На горизонте Ушканьи горы. Нам к ним
Небо потихоньку затягивает. Как говаривал Пятачок — «кажется дождь начинается»….
Надо с Канчалана соскочить на речку Мыргычгываам. Да где ж она! Кочка и болото реально достали…
Забираемся на сопочку. А, вот она! От основной реки влево.
На подъезде к речке влетели в конкретное болото. Квадры проходят, а вот UTV садятся на раз и причем постоянно. По очереди таская их двумя квадрами выезжаем к реке. Наконец-то видим косы !
С Маргычгываама съезжаем на его приток — реку Песчанная. Движемся по ней.
Темнеет. Пора ставить лагерь. Примерно в двух километрах, на сопке, видим яранги. Видимо оленеводческая бригада. Поднимается ветер и начинает моросить дождь. Время в пути — 12 часов
Ну, а ночью пошел дождь… Утром под барабанный треск дождя о палатки, еле заставили себя вылезти наружу. Дождь, холодина и ветер не слабый. Надо собираться и ехать, пока не вздулись горные речки.
Вот такое вот существо было поймано утром у кучки с мусором
Проехав по Песчанной въезжаем в Ушканьи горы.
Соскакиваем с Песчанной на ручей Горный. С него будем выходить на реку Тавайваам.
Дождь еще больше усилился
Дошли до Тавайваама. Река поднялась хорошо. Плывем по ней до Лев. Тавайваама. Перестали фотографировать — слишком сильно льет.
Поднимаясь в горы, начинаем искать нужный нам перевал горы Недоступная. В тумане, с перевалом, конечно же ошиблись. И поехав не потому ручью, стали забираться выше и выше в гору, объезжая скальные выступы. Вообщем переименовали гору из Недоступной — в Доступную. Когда ненадолго разбило туман, увидели что, сдуру, практически на нее залезли. До вершины осталось не больше ста метров…
Ну и намучились со спуском! Чуть не угробив Rhino наконец то cползаем вниз.
Вновь на реке Скалистая. Заправляемся и двигаем дальше. Дождь все поливает.
Реку не узнать, от поднявшийся воды. Темнеет. Наконец подъезжаем к старой геологической бане на реке Тнеквием. Крыша протекает, печка дымит, но хоть какое-то укрытие. Ставим одну палатку — все в баню не влазим. Ужинаем и спать.
Встаем поздно. Видно сказывается усталость последних дней. Решаем дойти до прииска Быстрый и заночевать там. Ливень прекратился. Туман и морось. Заправляемся и выезжаем. Долго ищем где переправится через Тнеквием — слишком большая вода.
Без приключений проходим прииск Тихий. Поднимаемся и спускаемся по сопке Отрадная, еще немного, и вот мы на Быстром. Сушимся, отдыхаем. Во время езды Teryx начало подтаскивать в сторону. Смотрим. Разбило гранату левого заднего колеса — между защитой застрял камень и порвал пыльник… Доедем, почти дома. Осталось всего 70 км.
Наутро погода наладилась. Движемся домой.
Последний подъем и дорога.
Закрытый военный городок Второй
Все дома, ждем баржу. Немного грустно от встречи с цивилизацией. Мыслями все еще там, в тундре…
Уже переплывая лиман, начинаем спорить и рассуждать о будущем маршруте…
Может пройдем опять до Эгвекинота, а от него до мыса Ванкарем… А может выясним что там в Черном квадрате… А может рванем в сторону Беринговского на озеро Майниц… А может будем штурмовать хребет Рарыткин…А может … Посмотрим… Интересных мест, у нас, на Чукотке, хватает…
Общий пробег — 1200 км. Время в пути — 11 дней
Маршрут: красный — туда, синий — обратно.
Лица:
Артем
Сергей
Олег и Настя
Фото: Артем Гунькин, Олег Калюжный, Игорь Добродеев